Под «Черным квадратом» Малевича найдены надпись и изображения

Третьяковская галерея готовит презентацию исследования картины и книги о ней
«Черный квадрат» остается самой интригующей картиной ХХ в./ Alexander Demianchuk/ Reuters

К столетию написания «Черного квадрата» Казимира Малевича Третьяковская галерея подготовила несколько мероприятий, но главные события были отложены на конец года. Как известно, Малевич впервые выставил свою самую знаменитую работу на «Последней футуристической выставке картин «0,10», проходившей в художественном бюро Надежды Добычиной в Петрограде с 19 декабря 1915 г. по 17 января 1916 г. Так что презентацию результатов новых исследований картины в галерее хотели назначить на юбилейные дни.

Как рассказала «Ведомостям» директор музея Зельфира Трегулова, в серии «История одного шедевра» готовилась книга Ирины Вакар «Казимир Малевич. Черный супрематический квадрат» – результат многолетних исследований ученого, сотрудника галереи, и было решено изучить знаменитое полотно всеми возможными техническими способами.

То, что под первым вариантом «Черного квадрата» есть какое-то изображение, подчеркивает Трегулова, было видно и невооруженным глазом через трещины-кракелюры в красочном слое. После детальных исследований уже с применением современной аппаратуры под черной краской были обнаружены два изображения и надпись. Одно слово из которой, как подчеркнула в разговоре с «Ведомостями» Ирина Вакар, так и не расшифровано. Два других – это «битва» и «негров».

Теперь сенсация

Зельфира Трегулова рассказывала о результатах исследований «Черного квадрата», изложенных в книге Ирины Вокар, на пресс-конференции по поводу открытия выставки «В поисках 0,10 – последней футуристической выставки картин» в Фонде Бейлера в Базеле еще 4 октября. Информация была воспринята журналистами как научно-исследовательская, но не сенсационная. Только после выступления на конференции в Академии художеств, посвященной столетию «Черного квадрата», научных работников Третьяковки результаты исследований распространили средства массовой информации, подробности которых музей только готовился обнародовать.

Возможно, говорит Вакар, это отсылка к изошутке французского журналиста Альфонса Алле «Битва негров в глубокой пещере темной ночью», написанной в 1893 г. О ней в связи с «Черным квадратом» исследователи вспоминали и раньше. Ненавистники малевичевского шедевра даже уверяли, что икона супрематизма – плагиат. Хотя никакого юмора автор в работу не закладывал, наоборот, считал ее поворотным моментом в искусстве. Чем «Черный квадрат» и является.

Знаком ли был с юмором Алле (он еще не раз шутил в таком же духе) Малевич, неизвестно. Но художник, рассказывает Вакар, мог видеть другую шутку – студентов Московского училища ваяния и зодчества, выставивших черную картину с белыми пятнышками, названную «Бой негров в ночи». Где белые точки, объясняли шутники, – это белки негритянских глаз.

Что касается изображений, то Вакар называет их «протосупрематическими». По крайней мере, чтобы не противоречить словам самого художника, что «Черный квадрат» является первой супрематической картиной. На вопрос, почему же Малевич закрасил надпись и изображения, а не взял другой холст, чистый, ведь на выставке было показано 39 композиций, исследователь отвечает, что это загадка и исследователи могут строить только предположения.

В каких картинах других художников было найдено второе изображение

Картины с двойным изображением

На презентации, которую Третьяковская галерея планирует на среду, будут представлены результаты исследований и фотографии «Черного квадрата», сделанные во время них под воздействием различной аппаратуры, а также Ирина Вакар прочтет доклад об их значении.

Как считает Трегулова, книга Ирины Вакар исключительно важна для понимания «Черного квадрата». Что это не предвзятое и очень взвешенное исследование и самой картины Малевича, и ее роли в развитии искусства ХХ в. Так что выход книги, считает директор Третьяковской галереи, – не менее важное событие, чем обнаружение под красочным слоем шедевра русского авангарда надписей и изображений.