Стиль жизни
Бесплатный
Денис Корсаков
Статья опубликована в № 3959 от 13.11.2015 под заголовком: Розовый Чебурашка в Изумрудном городе

В российском мультфильме «Савва. Сердце воина» можно узнать и Чебурашку, и путешествие в Изумрудный город

Режиссером выступил композитор и продюсер Максим Фадеев

В воображаемой разноцветной стране живут добрые и хорошие люди, которые когда-то очень дружили с племенем белых волков. Но волки оказались позорными: во время большого голода не удержались и отведали человечины. С этого момента их постигло проклятье – они превратились в человекоподобных демонов, закованных в латы. А люди, лишившись их защиты, отныне страдают от набегов желто-голубых гиен с малиновыми бровями. Гиены принуждают людей к рабскому труду, заставляя собирать урожай синих и фиолетовых тыкв, и единственный, кто не хочет мириться с произволом разноцветных зверей, – мальчик Савва: заручившись поддержкой последнего волка, не ставшего чудищем, он отправляется в далекий путь к волшебнику, который любит всех проклинать и наказывать, но может пересмотреть дело и смягчить приговор. Ну и помочь страдающим людям тоже может, если захочет.

Режиссер этого мультфильма Максим Фадеев известен в первую очередь как музыкальный продюсер и композитор, автор прилипчивых песен «Попробуй муа-муа, попробуй джага-джага», «Танцуй, Россия, и плачь, Европа, у меня самая, самая, самая красивая опа», «Мама Люба, давай, давай, давай», а также готовящейся к выходу оперы «Страсти Христовы». С таким диапазоном интересов ждать от Фадеева можно всего, чего угодно. На самом деле когда-то он делал и мультфильмы – именно благодаря анимационным клипам на его песни раскрутилась некогда певица Глюкоза; ее муж Александр Чистяков и стал продюсером «Саввы» (а сама она нарочито противным голосом озвучила ушастое розовое существо по имени Пусик, встреченное героями на пути).

Вообще, «Савва» – мультфильм семейный в самом прямом смысле слова: в основе его – сказка, которую Фадеев когда-то сочинил вместе со своим восьмилетним сыном (догадайтесь, как его зовут). В интервью режиссер рассказывает, что толчком к созданию фильма послужил диалог с мальчиком о вечности: «А солнце погаснет?» – «Да, на свете нет ничего вечного». – «А сердце остановится?» – «Остановится». – «А Бог вечен?» – «Да, только Бог и вечен». – «А у Бога есть сердце?» – «Да, и оно вечно». Этот диалог без изменений перекочевал в фильм, заглавный герой которого срисован с сына Фадеева, а отвечающий на философские вопросы волк воплощает самого режиссера.

Голоса звезд

Кроме Глюкозы и Константина Хабенского, в озвучивании приняли участие Лолита Милявская (королева обезьян по кличке Жо Зи), Григорий Лепс (комар), Михаил Галустян (изуродованный полубарон), а также Сергей Шнуров, Юлия Савичева, Николай Басков и Федор Бондарчук. Список актеров, озвучивающих англоязычную версию, впечатляет не меньше – это Милла Йовович, Шэрон Стоун, Джо Пеши и Вупи Голдберг.

Разговоры с ребенком могут умилить любящего отца, но, к сожалению, его нежность не обязаны разделять толпы зрителей. Вообще, если честно, не факт, что эту сказку стоило выносить из детской спальни на тысячу экранов по всей стране: то, что восхищало маленького Савву, в итоге обернулось эклектичным и довольно-таки вторичным произведением. Трудно не сообразить, что сюжет взят из «Волшебника из Оз», в котором группа персонажей точно так же спешит за чудесами: в «Савве», кроме розового Пусика, сильно похожего на Чебурашку, это некий полубарон, тоже ставший жертвой проклятья: из усатого красавца и кумира всех дам он превратился в существо, напоминающее ленивца из «Ледникового периода», обреченное к тому же вечно носить на плече вульгарного пукающего комара – вот комар, пожалуй, относится к числу оригинальных фадеевских изобретений. Есть в «Савве» и обезьяны, и все время кажется, что они пришли из «Книги джунглей» вместе с волком и гиенами – правда, у Киплинга и авторов советского мультфильма «Маугли» вместо гиен был шакал, но вел он себя точно так же.

Но даже вторичность «Саввы» не беда по сравнению с главной проблемой: ни один из героев не вызывает настоящей симпатии. Ни храбрый ребенок, ни волк с бирюзовыми глазами и голосом Константина Хабенского, ни их уродцы-попутчики, ни их главный противник – королева обезьян, проклятая все тем же неутомимым волшебником и в результате обзаведшаяся двумя дополнительными головами – одной очень глупой, другой – очень завистливой.

Хотя да, стоит признать, что все эти персонажи неплохо нарисованы: технически это весьма профессиональная работа. И не зря в этой рецензии так часто упоминаются цвета: палитра, может быть, самое приятное, что есть в «Савве». Во всяком случае, на оттенки синего, желтого и красного всегда можно отвлечься, когда надоест следить за приключениями храброго мальчика.

Автор – специальный корреспондент «Комсомольской правды»