Галерея «Триумф» показывает пейзажи Павла Отдельнова и Дмитрия Грецкого

Написаны они современно, но с традиционным русским настроением
Пейзаж на картине как за окном/ С. Портер/ Ведомости

Художники, чьи новые работы показывает галерея «Триумф», хорошо известны в художественной среде – много выставляются, отмечены премиями и номинациями на них. Павел Отдельнов на девять лет моложе Дмитрия Грецкого и еще недавно удерживался в группе молодых, а после серии пейзажей «Внутреннее Дегунино» особенно полюбился кураторам и критикам. Дмитрий Грецкий – петербуржец, переехавший в Торонто, где и сделал серию картин, показанную на выставке. Работы и того и другого висят сейчас в Русском музее на выставке современного реализма. Вот, собственно, и все, что их объединяет.

Выставка Павла Отдельнова называется «ТЦ», а в переводе на английский – Mall. В знакомый по «Внутреннему Дегунину» пейзаж российских городских окраин, где коробки серых многоэтажек стоят в пустоте и экзистенциальной тоске, внедряются полоски разноцветных квадратиков, как помеха на экране монитора. Они и есть знаки торговых центров, которые сам художник описывает «как метафору несоответствия постсоветской социальной реальности и рыночных отношений эпохи зарождающегося капитализма». Называет их по-философски ризомами и не употребляемым в русском языке словом «глитч» – калькой с английского glitch (глюк, сбой). Как бывает с художниками, идеология здесь противоречит изображению. Разноцветные пиксельные квадратики оживляют пейзаж, как бумажные цветочки, приклеенные к «Праздникам» Ильи Кабакова, превращали скучную реалистическую картину в детское воспоминание. Ну и как сами торговые центры развлекают жителей окраин.

Притягательна же новая серия картин Отдельнова тем же, что и прежние, – живописью. И пусть безликие жилые кварталы давно и с неизбежной печалью снимают фотографы и пишут художники, эта натура привлекательна не меньше, чем лес и поле для пейзажиста прошлого. Как ни нарочито небрежно выглядят безлюдные пейзажи с цветными помехами, удерживают внимание они именно тонами серого неба, мокрой травы и узнаваемостью оттенков грязи. Это наша почва – родная, коричневая. Когда же натура исчезает с холстов, то с ней уходит и настроение. Они уже никак не трогают.

Дмитрий Грецкий не философствует и не пытается быть концептуалистом. Его стиль вполне определяется понятием «гиперреализм», который при этом не подразумевает ни фотографической схожести с реальностью, ни даже ее преувеличения. Выставка Habitat – формальное упражнение. Здесь все дело в технике, а не в сюжете. Картины, изображающие фрагменты городской среды – улицы, людей, дорожные знаки, склады, стопки газет, – или написаны черным маслом по холсту, или нарисованы карандашом на бумаге. Причем рисунки в размере (147 на 165, например) не так уж много уступают картинам (235 на 314), а внешне почти не отличаются. Кажется, что только это незначительное различие и интересовало художника – матовая чернота штрихов и приглушенный антрацитовый блеск мазков. Чтобы понять, где графика, а где живопись, надо подойти к работам близко.

В рифму

Галерея «Триумф» часто устраивает парные выставки. В ее помещении два зала на двух этажах, так что каждая может смотреться сама по себе. Но часто выставки рифмуются, иногда очень удачно усиливая впечатление.

«Мне хотелось передать серость будней без особого нажима», – пишет Грецкий в каталоге и рассказывает, что трудно привыкал к «истошно» голубому канадскому небу после «питерской цветовой анорексии». Можно, наверное, сказать, что мрачная реальность его работ стала для художника временным убежищем. Рисунки сделаны давно – в 1998-м, картины написаны через восемь лет, теперь Грецкий пишет по-прежнему и ярко, и крупно. Но черно-белые его серии, где черного много больше, смотрятся и сегодня хорошо, они понятны живущим и бывавшим в Петербурге, как и классические иллюстрации Мстислава Добужинского к «Белым ночам» Достоевского. И не важно, что написаны в Канаде. Искусство меняется, ищет новые формы, а родной пейзаж вечен – все те же цвета, та же атмосфера и одинаковое для всех настроение.

До 6 декабря