В Царицыне открыли выставку «Воображаемый Восток»

О временах, когда Китай виделся сказкой, рассказывают шкатулки, ткани, гравюры и фарфор
Китайский фарфор и фарфор псевдокитайский по-своему красивы/ М. Стулов/ Ведомости

О шинуазри как стиле и культурном феномене, наверное, и раньше были выставки, но как-то не вспоминаются. Разной «китайщины» и китайского в наших музеях достаточно, но никто, кажется, не догадался сделать главной темой экспозиции русские и европейские фантазии о Китае, существовавшие в те давние времена, когда древняя восточная империя никому не была ни конкурентом, ни угрозой, а только экзотической диковиной. Так что «Воображаемый Восток: Китай по-русски. XVIII – начало XX века» кажется остроумной находкой царицынского музея, отличающегося небанальными музейными инициативами.

Музей-заповедник «Царицыно» обладает невыдающейся коллекцией и очень сложным зданием – вроде дворец, но в котором не жили, и поэтому не осталось там ничего старинного и роскошного и даже просто человеческого. И это оказалось мощным стимулом придумывать неожиданное, музейная голь на выдумки хитра. От этого же архитектурного неудобства залов возникла и другая особенность музея – увлечение выставочным дизайном, оформлением.

Вот и на этот раз в залах очень много декораций – тут и «беседка Конфуция», и «модель текстильной лавки» с увеличенным со старой фотографии хозяином и рядом дивных старых шелковых тканей, и свежесозданный китайский фонарь с теневым театром. Все вроде сделано элегантно, новодел не притворяется стариной, неискушенная публика может развлечься, но все же экспонаты в декорациях как-то теряются, а они как раз достойны самого пристального внимания. Ведь китайское искусство сложносочиненное и хорошо выдерживает долгое и пристальное рассматривание.

Для увеселения

На вопрос, зачем на выставке так много декораций, директор музея «Царицыно» Наталья Самойленко ответила, что иначе вещи не смотрелись, а потом добавила: «Чтобы создать ощущение праздника».

Экспозиция выстроена хронологически – от петровского времени, представленного вещами из Кунсткамеры, куда восточные диковины были привезены по специальному императорскому повелению. Оканчивается же она началом ХХ в., когда во времена модерна все экзотическое, в том числе и родное народное, опять вошло в моду. Здесь кроме китайских ваз, халатов и вееров висят два отличных натюрморта с китайскими вещами Натальи Гончаровой, с изображениями различных, наверняка не случайных предметов – тоже своего рода китайские головоломки.

Есть на выставке и невероятные, на современный взгляд, вещи – какая китайщина без диковинок.

Прежде всего, привезенная из Эрмитажа фелонь православного священника, сшитая в XVIII в. из китайской шелковой ткани (вся в драконах, с золотой вышивкой), приблизительно датированной веком раньше. Она красива сама по себе и многое говорит о нравах и достатке духовенства и о том, насколько ценились восточные ткани и как они были прочны. Замечательны и забавны французские гравюры по рисункам Буше с большеглазыми и прямоносыми красотками-китаянками и изображения китайских дворцов, беседок и домиков, обязательных для царских и барских усадеб. Главный из которых, естественно, Китайский дворец Ораниенбаума, построенный по велению Екатерины II по тогдашней европейской моде. Китайщина, шинуазри, подчеркивает выставка, пришла в Россию из Европы и как новое развлечение.

Но главный материал выставки – фарфор. С этого обожаемого европейцами и долго недоступного им материала и началось увлечение всем китайским. Даже первые изделия европейского фарфора повторяли китайские формой и рисунком. Мейсенский, французский и русский фарфор в стиле шинуазри – ценнейшая и красивейшая составляющая экспозиции, где собрано из 13 музеев множество редкостей и диковинок, разглядывать которые – большое удовольствие.

До 3 апреля