Фотографии Михаила Пришвина показывают на выставке в «Мультимедиа арт музее»

Вместе с цитатами из дневников писателя они представляют советскую жизнь как трагический эпос
Михаил Пришвин. Беломорканал. 1933/ МАММ

Выставку фотографий и дневников Михаила Пришвина хочется рекомендовать как обязательную тем, кому важно понимать прошлое. Не для чего-нибудь полезного, вроде восстановления справедливости или учебы на ошибках, а ради встречи с человеком другого времени, сумевшим сохранить себя и любовь к миру. Дневники Пришвина – одно из открытий перестроечного времени, и они не потерялись среди других откровений о жизни при советской власти. Певец русской природы, писатель для детей и сборников диктантов (язык Пришвина отлично подходил для учебников родной речи) оказался проницательным и достойным человеком, с усилием и осознанно пытавшимся «отстоять жизнь», свою жизнь, вопреки обстоятельствам.

Выставку «Михаил Пришвин. Фотографии и дневники. 1929–1936» Московский дом фотографии сделал вместе с Литературным музеем. Фотографии на ней представлены в современной печати, дневники – в основном короткими цитатами. Но и лежат, конечно, в витрине тетрадочки с неровными чернильными записями. Они да пара личных вещей дают ощущение подлинности, потому что фотографии отпечатаны со старых негативов как-то механически, в одном формате и смотрятся небрежными копиями. Но вместе с текстами на стенах эти бледные снимки в стандартных казенных рамах оставляют сильное впечатление, заставляют в себя всматриваться.

Из тысячи негативов, сохранившихся в архиве Пришвина, авторы выставки выбрали несколько сюжетов: про снятие колоколов в Троице-Сергиевой лавре, про поездки на Дальний Восток, Соловки и Беломорканал, портреты цветов и травинок и портреты русских крестьян, которые стали строителями новой жизни.

То, что индустриализация – детище не комсомольцев-энтузиастов, известно по многим фотографиям того времени. Другое дело, что эти непосредственные свидетельства, где мужики, словно переселившиеся в черно-белые снимки с желтых репинских «Бурлаков на Волге», тянули свои лямки, остались в тени пропагандистской съемки Родченко. Но у Пришвина строители в лаптях и бабы в платках еще и неотъемлемая часть русского пейзажа, явление природы. Они не строят светлое будущее, а созидают жизнь, потому что их всегдашнее предназначение – труд.

«Вопрос: чьей силой создан канал? Ответ: первое крестьяне, потом люди города, больше как руководители, и, наконец, инженеры, работавшие как специалисты – это основная работа, а потом уже идут блестящие бригады бывших соц. вредителей, оправдавших на деле свою социальную близость к пролетариату». Как описана, так и заснята первомайская демонстрация: «Пасмурно, и холодная мгла садится на широкие обнаженные ляжки физкультурниц, и тело покрывается гусиной кожей».

Цитаты из дневников вместе с фотографиями корректируют расхожие оценки советского времени. Оно представлено Пришвиным как испытание, меняющее суть естественного мироустройства, «интимнейших ценностей человеческой жизни», но испытание неизбежное, требующее выдержки.