Стиль жизни
Бесплатный
Ольга Кабанова
Статья опубликована в № 3978 от 10.12.2015 под заголовком: Только свидетель

Фотографии Михаила Пришвина показывают на выставке в «Мультимедиа арт музее»

Вместе с цитатами из дневников писателя они представляют советскую жизнь как трагический эпос

Выставку фотографий и дневников Михаила Пришвина хочется рекомендовать как обязательную тем, кому важно понимать прошлое. Не для чего-нибудь полезного, вроде восстановления справедливости или учебы на ошибках, а ради встречи с человеком другого времени, сумевшим сохранить себя и любовь к миру. Дневники Пришвина – одно из открытий перестроечного времени, и они не потерялись среди других откровений о жизни при советской власти. Певец русской природы, писатель для детей и сборников диктантов (язык Пришвина отлично подходил для учебников родной речи) оказался проницательным и достойным человеком, с усилием и осознанно пытавшимся «отстоять жизнь», свою жизнь, вопреки обстоятельствам.

Выставку «Михаил Пришвин. Фотографии и дневники. 1929–1936» Московский дом фотографии сделал вместе с Литературным музеем. Фотографии на ней представлены в современной печати, дневники – в основном короткими цитатами. Но и лежат, конечно, в витрине тетрадочки с неровными чернильными записями. Они да пара личных вещей дают ощущение подлинности, потому что фотографии отпечатаны со старых негативов как-то механически, в одном формате и смотрятся небрежными копиями. Но вместе с текстами на стенах эти бледные снимки в стандартных казенных рамах оставляют сильное впечатление, заставляют в себя всматриваться.

Из тысячи негативов, сохранившихся в архиве Пришвина, авторы выставки выбрали несколько сюжетов: про снятие колоколов в Троице-Сергиевой лавре, про поездки на Дальний Восток, Соловки и Беломорканал, портреты цветов и травинок и портреты русских крестьян, которые стали строителями новой жизни.

То, что индустриализация – детище не комсомольцев-энтузиастов, известно по многим фотографиям того времени. Другое дело, что эти непосредственные свидетельства, где мужики, словно переселившиеся в черно-белые снимки с желтых репинских «Бурлаков на Волге», тянули свои лямки, остались в тени пропагандистской съемки Родченко. Но у Пришвина строители в лаптях и бабы в платках еще и неотъемлемая часть русского пейзажа, явление природы. Они не строят светлое будущее, а созидают жизнь, потому что их всегдашнее предназначение – труд.

«Вопрос: чьей силой создан канал? Ответ: первое крестьяне, потом люди города, больше как руководители, и, наконец, инженеры, работавшие как специалисты – это основная работа, а потом уже идут блестящие бригады бывших соц. вредителей, оправдавших на деле свою социальную близость к пролетариату». Как описана, так и заснята первомайская демонстрация: «Пасмурно, и холодная мгла садится на широкие обнаженные ляжки физкультурниц, и тело покрывается гусиной кожей».

Цитаты из дневников вместе с фотографиями корректируют расхожие оценки советского времени. Оно представлено Пришвиным как испытание, меняющее суть естественного мироустройства, «интимнейших ценностей человеческой жизни», но испытание неизбежное, требующее выдержки.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more