Объявлены и награждены лауреаты премии Кандинского 2015 года

Выбор жюри никого не удивил, в отличие от церемонии награждения
Перформанс Ольги Кройтор «Точка опоры» не мог не победить/ Е. Разумный/ Ведомости

Премию Кандинского, отмечающую достижения в области отечественного современного искусства, вручили в этом году в девятый раз. Несколько лет назад церемония была ярким интеллектуальным праздником, потом постепенно амбиции, азарт и, легко предположить, финансы Шалвы Бреуса, главы фонда премии, поубавились. В этом году не было даже традиционной выставки номинантов, а награждение лауреатов прошло днем и практически молниеносно. Если скромность церемонии присутствующие хвалили – какой праздник в наши сложные пасмурные дни? - то о выставке номинантов, представляющей работы очень разных художников и дающей шанс показаться начинающим, можно и пожалеть.

Отвечая на вопросы «Ведомостей», Бреус рассказал, что дело не только в деньгах, но и в приоритетах Breus Foundation. У него в планах большая издательская программа, серия персональных выставок состоявшихся художников и большие групповые обзорные выставки-смотры, которые намечено проводить раз в три года. Сейчас важно, считает Бреус, показать отечественное современное искусство объективно, поскольку общество замечает только тех, кто известен благодаря масс-медиа, и делает неверные выводы.

В рублях

Денежное выражение главного приза «Проект года» – 1,8 млн руб. Победитель в номинации «Молодой художник. Проект года» получил 450 000 руб. Награда в номинации «Научная работа. История и теория современного искусства» – издание на русском и английском языках.

Шорт-лист премии Кандинского в этот раз не вызывал недоумения. В главной номинации «Проект года» победил Андрей Филиппов с «С колесом в голове» – по сути, этапной, ретроспективной и большой выставкой, где произведения разных лет выстроены как многосоставное ироничное высказывание по поводу имперского сознания и амбиций. Тонкий и умный «Анализ искусства» Игоря Макревича и Елены Елагиной, внедривших концептуализм в залы соцреализма постоянной экспозиции Третьяковской галереи, уступил лидерство, возможно, потому, что не был отчетом за 20 лет работы. Хотя и некая сатисфакция за чувства, которые художники испытывали к официальному советскому искусству во времена его торжества, – тоже некоторый итог. И разумеется, остроумный проект Conversion группы Recycle не мог опередить старших и серьезных. Во время вручения седовласый Филиппов сказал, что в последний раз его награждали в пионерском лагере. Действительно, среди художников его круга и поколения он относится к тем немногим, кого обошли наградами. Но только потому, что он не давал для них повода, не показывал больших работ.

В шорт-листе молодежной номинации было представлено два перформанса и качественная, но не дерзкая фотосерия Анастасии Цайдер «Мценск». Перформанс Ольги Кройтор «Точка опоры» не мог не победить перформанс Алексея Мартинса и Игоря Лазарева «Как рассказать об искусстве сибирскому городу» не потому, что был лучше придуман, но требовал мужества. Одно дело – бесплатно возить людей по Красноярску и говорить про искусство, другое – стоять два часа на четырехметровом столбе посреди музейного двора.

Премия Кандинского за «Колесо в голове»

В критико-теоретической номинации наградили Валерия Подорогу за непрофильное для премии исследование «Второй экран. С. Эйзенштейн и кинематограф насилия», награда указывает на то, что его следует прочитать.