На выставке «Художники ВДНХ» приходится больше читать, чем смотреть

О сталинском искусстве в основном вспоминают
Керамическое панно Исидора Фрих-Хара «Сбор винограда»/ М. СТУЛОВ/ Ведомости

При входе в павильон «Центральный» ВДНХ стоит стенд с именами художников, в разные годы работавших над оформлением Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Их было около тысячи, но для экспозиции «Художники ВДНХ» выбрано 20 героев. В первую очередь отмечены почетные классики советского искусства – Александр Дейнека, Александр Самохвалов, Матвей Манизер, Георгий Мотовилов, Аркадий Пластов, Владимир Фаворский, но есть и мало кому памятные Оксана Павленко, Ольга Яновская и график Георгий Рублев, чей показанный на выставке эскиз к неуточненному плафону выдает в авторе приверженца барочной венецианской живописи, поклонника пространственных иллюзий Тьеполо. Равнение на великих мастеров далекого прошлого – отличительная черта всех согласившихся создавать образ советского рая.

К сожалению, произведений 20 избранных для выставки художников в «Центральном» немного. Несколько музеев и коллекционеров дали на выставку картины, графику и документы, но щедрости не проявили. Что можно понять: место для художественных выставок тут новое и некомфортное. Находящийся в состоянии реконструкции павильон слишком большой, высокий и мрачный даже для очень крупных и жизнерадостных сочинений мастеров соцреализма. Картина Аркадия Пластова «Вести из Кореи» (колхозницы, в том числе мать с младенцем, посреди гумна слушают почтальоншу, читающую газету) в Пермской художественной галерее, наверное, смотрится внушительно, а в темных пространствах «Центрального» теряется как мелкая лирика. С натуральными картинами здесь соседствуют, как чучела с живыми зверушками, видеокопии. Две воспроизводят специально для этих просторов написанные монументальные и многофигурные полотна «Штурм Зимнего дворца» и «Выступление Ленина на Втором съезде Советов в Смольном» Павла Соколова-Скаля. Изображения эти мутные и неприятно дрожат.

В одном стиле

Первым главным художником ВСХВ был Лазарь Лисицкий. Один из столпов советского авангарда не успел активно включиться в работу над главным символом сталинского искусства, но исповедуемая им идея тотального дизайна была успешно воплощена в ансамбле выставки.

Хорошо видны и привлекают внимание, т. е. становятся главным экспонатом, серые стенды с текстами. Эти экспликации включают в себя биографические данные о художниках, их высказывания о работе на ВСХВ/ВДНХ и списки произведений, сделанных для этой выставки. Рядом с большинством названий объектов стоит слово «утеряно». Тексты эти написаны хорошо, а приведенные в них цитаты и названия красноречивы. «Объясняющий Мальцев сделан не в пиджаке, а в белой рубахе, баба вся в розовом, вся в золотистых рефлексах, и все это на фоне дымчато-серебристого неба, лошадь сзади у меня сивая, – описывал Аркадий Пластов свое панно «Колхозник Мальцев на опытном поле» и гордо замечал: – Без скромности надо сказать, что крестьянство никто так писать не умеет». Если сегодняшние зрители уверены, что Пластов выполнял социальный заказ и прославлял кровавый режим, то для художника дело было вовсе не в герое, а в колорите, сочетании сивого с розовым.

Большинство приведенных на выставке цитат свидетельствуют, что художников ВДНХ волновали чисто формальные решения поставленных перед ними идеологических задач. Но чем грандиознее становились эти задачи, тем труднее с ними справлялись. Свежеотреставрированный барельеф Евгения Вучетича «Советскому народу слава!», созданный специально для павильона после войны, перенаселен персонажами настолько, что фигуры кажутся толпой спасающихся от наводнения.

К сожалению, в пояснениях нет сведений, когда утеряны панно и картины художников ВДНХ – после разоблачений Сталина или в 90-х, по политическим причинам или по бесхозяйственности. В любом случае восстановить былое величие невозможно, а что делать с оставленным наследством – не понятно. Первые опыты новых выставок на ВДНХ не кажутся удачными.

До 13 марта