Стиль жизни
Бесплатный
Ольга Кабанова
Статья опубликована в № 4006 от 02.02.2016 под заголовком: Хорошее начало нашего века

В фонде «Екатерина» показывают избранное отечественное современное искусство

Произведения были созданы в 2000 – 2005 гг. и куплены Екатериной и Владимиром Семенихиными

Выставка в фонде «Екатерина» представляет только часть коллекции Екатерины и Владимира Семенихиных. Они начали собирать отечественное современное искусство в середине 90-х и продолжают по сей день, но для выставки были отобраны вещи, созданные и купленные с 2000-го по 2005 г., в лучшее время нашего искусства, когда цены на него росли, заказы у художников множились и казалось, что все только начинается.

На выставке, редкий случай, подчеркнуто, где именно, в каких галереях произведения приобретались. Не для того, конечно, чтобы подтвердить чистоту происхождения коллекции, а для демонстрации цивилизованной (любимое когда-то слово, теперь мало употребляемое) модели существования художественного рынка. В тучные нулевые годы она наконец-то заработала, а вот сейчас, увы, сломалась. Экономическая ситуация не благоприятствует росту цен на современное искусство, а консервативно-патриотический настрой разного рода официальных лиц стремительно выводит его из моды.

Но истинных ценителей это не смущает. На вопрос «Ведомостей», не изменилось ли его отношение к современному искусству и не сократились ли сейчас закупки, Владимир Семенихин ответил, что, конечно, покупать приходится меньше, но, с другой стороны, и запросы продавцов уменьшились – «мы же в одной лодке». А отношение к современному искусству, на его взгляд, изменилось только к лучшему – люди стали в нем разбираться.

Для таких разбирающихся, любителей современного искусства, эта выставка в «Екатерине» – очевидное дежавю, причем самого приятного свойства. Поскольку большинство показанных на ней вещей сохранились в памяти, многими любимы и даже стали непременными участниками самых разных выставок. Например, подвешенный под потолком над парадной лестницей «Космонавт» Олега Кулика 10 лет назад красовался на выставке Russia! в нью-йоркском Музее Гуггенхайма в компании избранных шедевров русского искусства в лестной близости к репинским «Бурлакам».

Не только современное

Семенихины коллекционируют не только русское современное искусство, но и западное. Им принадлежит также серьезное собрание русского искусства начала века. Впервые внимание к коллекционерам привлекла выставка «Русские художники «Бубнового валета»: между Сезанном и авангардом», показанная в 2004 г. в Монако, а затем в Третьяковской галерее и Русском музее.

Еще одна памятная и знаковая работа Кулика – «Теннисистка» из произведшего когда-то фурор «Музея природы». Теперь кажется странным, что эта серия восковых фигур, выполненная в технике мадам Тюссо, но в задорно-глумливом стиле, казалась скандальной. Но в том-то и особенность выставки, что когда видишь работы, то вспоминаешь еще и реакцию на их появление. Или ее отсутствие. Вот сегодня кажется невозможно дерзким и метафоричным объект «Синих носов», где в картонной коробке вертится на белой простыне как уж на сковородке вождь мирового пролетариата, а на выставке Первой московской биеннале современного искусства, проходившей в здании Музея Ленина, он казался только удачным и уместным анекдотом.

Но воспоминания только побочный эффект, основной же – само искусство. В коллекции Семенихиных много действительно хороших, сильных вещей. Несколько эффектных полотен Валерия Кошлякова и Виноградова с Дубосарским, лучшие скульптурные работы Сергея Шеховцова, живопись Павла Пепперштейна, еще не увлекшегося серийными антиутопиями, выросший на коринфской капители огромный мухомор с башней Татлина на шляпке – один из удачных объектов Игоря Макаревича и Елены Елагиной. Государственные музеи русское современное искусство собирать тогда не стремились, да и денег у них на это не было. Что-то попало в их фонды, было подарено авторами, но все равно главные вещи – в частных собраниях. У Семенихиных – одно из лучших. Об этом говорила на вернисаже директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, не без надежды на возможные случаи дарения.

До 31 июля

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать