В фонде «Екатерина» показывают избранное отечественное современное искусство

Произведения были созданы в 2000 – 2005 гг. и куплены Екатериной и Владимиром Семенихиными
«Теннисистка» Олега Кулика сделана в 2002 г., но не стареет, удивляет /Е. Разумный

Выставка в фонде «Екатерина» представляет только часть коллекции Екатерины и Владимира Семенихиных. Они начали собирать отечественное современное искусство в середине 90-х и продолжают по сей день, но для выставки были отобраны вещи, созданные и купленные с 2000-го по 2005 г., в лучшее время нашего искусства, когда цены на него росли, заказы у художников множились и казалось, что все только начинается.

На выставке, редкий случай, подчеркнуто, где именно, в каких галереях произведения приобретались. Не для того, конечно, чтобы подтвердить чистоту происхождения коллекции, а для демонстрации цивилизованной (любимое когда-то слово, теперь мало употребляемое) модели существования художественного рынка. В тучные нулевые годы она наконец-то заработала, а вот сейчас, увы, сломалась. Экономическая ситуация не благоприятствует росту цен на современное искусство, а консервативно-патриотический настрой разного рода официальных лиц стремительно выводит его из моды.

Но истинных ценителей это не смущает. На вопрос «Ведомостей», не изменилось ли его отношение к современному искусству и не сократились ли сейчас закупки, Владимир Семенихин ответил, что, конечно, покупать приходится меньше, но, с другой стороны, и запросы продавцов уменьшились – «мы же в одной лодке». А отношение к современному искусству, на его взгляд, изменилось только к лучшему – люди стали в нем разбираться.

Для таких разбирающихся, любителей современного искусства, эта выставка в «Екатерине» – очевидное дежавю, причем самого приятного свойства. Поскольку большинство показанных на ней вещей сохранились в памяти, многими любимы и даже стали непременными участниками самых разных выставок. Например, подвешенный под потолком над парадной лестницей «Космонавт» Олега Кулика 10 лет назад красовался на выставке Russia! в нью-йоркском Музее Гуггенхайма в компании избранных шедевров русского искусства в лестной близости к репинским «Бурлакам».

Не только современное

Семенихины коллекционируют не только русское современное искусство, но и западное. Им принадлежит также серьезное собрание русского искусства начала века. Впервые внимание к коллекционерам привлекла выставка «Русские художники «Бубнового валета»: между Сезанном и авангардом», показанная в 2004 г. в Монако, а затем в Третьяковской галерее и Русском музее.

Еще одна памятная и знаковая работа Кулика – «Теннисистка» из произведшего когда-то фурор «Музея природы». Теперь кажется странным, что эта серия восковых фигур, выполненная в технике мадам Тюссо, но в задорно-глумливом стиле, казалась скандальной. Но в том-то и особенность выставки, что когда видишь работы, то вспоминаешь еще и реакцию на их появление. Или ее отсутствие. Вот сегодня кажется невозможно дерзким и метафоричным объект «Синих носов», где в картонной коробке вертится на белой простыне как уж на сковородке вождь мирового пролетариата, а на выставке Первой московской биеннале современного искусства, проходившей в здании Музея Ленина, он казался только удачным и уместным анекдотом.

Но воспоминания только побочный эффект, основной же – само искусство. В коллекции Семенихиных много действительно хороших, сильных вещей. Несколько эффектных полотен Валерия Кошлякова и Виноградова с Дубосарским, лучшие скульптурные работы Сергея Шеховцова, живопись Павла Пепперштейна, еще не увлекшегося серийными антиутопиями, выросший на коринфской капители огромный мухомор с башней Татлина на шляпке – один из удачных объектов Игоря Макаревича и Елены Елагиной. Государственные музеи русское современное искусство собирать тогда не стремились, да и денег у них на это не было. Что-то попало в их фонды, было подарено авторами, но все равно главные вещи – в частных собраниях. У Семенихиных – одно из лучших. Об этом говорила на вернисаже директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, не без надежды на возможные случаи дарения.

До 31 июля