Выставка знаменитой Фриды Кало открылась в петербургском Музее Фаберже

Это первый в нашей стране показ картин и рисунков художницы очень сложной судьбы
Из всех жанров живописи Фрида Кало предпочитала автопортреты/ Е. Егоров

Благодаря фонду Виктора Вексельберга «Связь времен» удалось привезти 35 картин и рисунков из трех мексиканских собраний, а также фотографии и костюмы Фриды Кало. Выставочный график этих экспонатов расписан на несколько лет вперед: около 250 работ художницы считаются национальным достоянием Мексики, поэтому есть ограничения на показ их за границей. Последние десятилетия слава мексиканской художницы неуклонно растет, и если на афише первой персональной выставки в Америке в 1939 г. ее имя было ниже дополнено фамилией мужа, Диего Риверы, то сейчас никому не надо объяснять, кто такая Фрида Кало: она заняла почетное место среди поп-икон, и голливудский байопик 2002 г. с Сельмой Хайек в главной роли стал самой заметной частью этого процесса.

То, как развивалась жизнь Фриды, удивительно совпало с потребностью в новых героях массовой культуры конца ХХ в. Теперь и ставшие источником пожизненных страданий физические травмы, и страстные романы с женщинами и мужчинами от Жозефины Бейкер до Льва Троцкого, и преданность коммунистическим идеям, заставившая нарисовать серп и молот на гипсовом корсете, – все эти черты экстравагантной, яркой и неистовой натуры сообща работают на образ художницы. Биография, картины и облик Фриды Кало массово растиражированы, поэтому неудивительно, если в Музее Фаберже зрители будут искать подтверждения сложившегося культа. Общий полумрак зала музея только подчеркивает религиозные ассоциации: работы выделены светом, заливающим их по периметру, что делает изображение плоским, усиливает яркость цвета и окончательно уподобляет живопись экрану смартфона.

Страсть и страдания

Родившаяся в 1907 г. Фрида вошла в жизнь в годы подъема Мексики после десятилетия революции и гражданской войны. Собиралась изучать медицину, но в 1925-м попала в автомобильную аварию и с тяжелыми повреждениями провела больше года на больничной койке, где впервые взялась за карандаши и кисти. В 1929 г. Кало выходит замуж за Диего Риверу, признанного художника, который был старше ее на 20 лет. Эта любовь на всю жизнь стала для нее «второй катастрофой»: их роман сопровождался неоднократными изменами и ревностью – в 1940 г. Диего и Фрида развелись и через некоторое время снова поженились.

Ретроспектива начинается с одного из первых рисунков Фриды Кало – «Авария», сделанного в традиции народных картинок ретабло с благодарностью за спасение, и заканчивается маленькой живописной работой на металлическом диске, датированной годом смерти художницы – 1954, в которой через текучие сюрреалистические формы прорывается изображение покалеченного тела. Для Фриды частью жизни были мучительная боль, операции, несколько выкидышей, а в конце пристрастие к алкоголю и болеутоляющим, возможно ставшим причиной смерти. Центром экспозиции и титульной работой, изображенной на плакате выставки, стала «Сломанная колонна» – на этом автопортрете 1944 г. тело художницы стянуто обручами, а лицо до слез исколото гвоздями. Сквозь распахнутую плоть зритель видит, что опорой ей служит растрескавшаяся колонна, в которой нет ни элегического барочного символизма, ни намека на верность классике, как бывает в европейской культуре, зато есть более непосредственная и наивная образность, идущая от мексиканских народных пословиц и природы с вулканическим пейзажем на заднем плане картины.

Конечно, история жизни Фриды Кало гораздо интереснее и важнее скромных живописных достоинств ее картин. Но ее искусство не только для ценителей, оно для всех – феминисток, левых и ЛГБТ, издателей журналов, производителей корсетов и текилы, и не в последнюю очередь для читательниц романтических историй.

До 30 апреля