В Манеже открыли семь выставок «Фотобиеннале 2016»

Шесть из них иностранные и странные, одна российская – солидная
Грациано Аричи. Жан Кокто. 1956. © Archivio Graziano Arici

Манеж – центральная площадка фотобиеннале, которую уже в одиннадцатый раз проводит Московский дом фотографии. Не всегда манежные выставки выстраиваются в один сюжет, чаще всего они демонстрируют самые разные возможности фотографического искусства, поскольку собираются формально. Так что сюжет этого года тоже случайный, но он просматривается.

Самая большая выставка здесь – «Эволюция взгляда. 1991–2016». Посвященная 25-летию Союза фотохудожников России, осуществленная при поддержке Министерства культуры РФ, она представляет собой выверенный отбор лучших работ лучших отечественных фотографов последних десятилетий. Именно эта экспозиция демонстрирует, насколько серьезное и важное дело – фотографирование и что такое хорошая, без шуток, фотография.

На других выставках Манежа – а их шесть, и они все иностранные – ничего подобного нет. Это не значит, что их авторы не мастера, но на обретении профессиональных навыков они не останавливаются, пытаясь придумать нечто особенное, к тому же каждый из них представляет одну тему, не пытаясь объять необъятное. Симпатию к таким фотографам испытываешь именно за обнажение, а не сокрытие собственных и вообще человеческих слабостей.

Здесь главный по мастерству и сарказму – испанка Кристина Гарсия Родеро. Объехав весь свет – от Гаити до Грузии, она собрала материал для выставки «Открыв рот», где на каждой из пяти десятков фотографий кто-то обязательно запечатлен с открытым ртом. Причин такой гримасе масса: удивление, восторг, страх, глупость, жадность, появление на свет и уход из него в мир иной. При этом Родеро, судя по этому проекту, мизантроп, она явно невысокого мнения о людях, и героям большинства ее снимков, исключая младенцев и покойников, хочется приказать рот немедленно закрыть.

Выставка турка Юсуфа Севинчли называется «Отклонение», его фотографии действительно отклоняются от всех норм мастерской и красивой фотографии, т. е. от идеала, на который ориентировались составители «Эволюции взгляда». Другое дело, что странности и демонстративный антиэстетизм – тоже почтенный жанр, в котором молодой Севинчли явно не главный герой. Его фотографии, где даже девочки и лошади выглядят макабрически, никого не пугают, игровая их природа очевидна.

Вот кто пугает, так это Клаудия Хьюидобро. Бывшая профессиональная манекенщица, «муза великих кутюрье и знаменитых фотомастеров», как представляет ее фотобиеннале, видимо, настолько отравлена миром высокой моды и гламура, что борется с ним из последних сил. В ее проекте «Наоборот» все фотографии почти безумны: в пустом пространстве героиня появляется то с замазанным лицом, а то и вовсе без головы. Понятно, что и это игра, но тревожно невеселая.

Зато забавно рассматривать «Других» Оливье Кюльманна, исследовавшего особенности бытового фотографирования в Индии и создавшего серию автопортретов, имитирующих индийский фотонаив. Драматизм и гражданскую позицию демонстрирует проект Жан-Пьера Лаффона «Бушующая Америка». На его фотографиях зафиксированы важные события американской жизни 60–90-х: демонстрации, рок-фестивали, бой Мухаммеда Али с Джо Фрейзером.

Ну и сердце любого зрителя успокоится на выставке Грациано Аричи «Венеция. Мировая культура в лицах»: молодые, красивые и знаменитые актеры и режиссеры на архивных фотографиях и арт-звезды венецианских биеннале на снимках самого Аричи вызывают только нежные, как тирамису, чувства.

До 17 марта