Статья опубликована в № 4024 от 29.02.2016 под заголовком: Голливуд и левые

Голливуд вспомнил своих коммунистов в фильме «Трамбо»

Комедийная интонация пошла на пользу серьезному сюжету о преследовании инакомыслящих в Америке эпохи маккартизма

Выдающийся американский сценарист Далтон Трамбо (Брайан Крэнстон) любил работать в ванне. Сидит в воде и пьет виски, и курит, и курит, и пишет, и пишет, и пишет. Но фильм про него сняли не только поэтому.

Трамбо был самым высокооплачиваемым писателем Голливуда, коммунистом и одной из главных звезд «голливудской десятки» – группы кинематографистов, которые в 1947 г., ссылаясь на первую поправку к конституции, отказались давать показания печально знаменитой комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, обнаружившей в Голливуде «пятую колонну». Помимо попадания в черный список, означавшего запрет на профессию, «десятка» отсидела в тюрьме (пусть и недолго) по обвинению в неуважении к конгрессу. Потом Трамбо и другим фигурантам черного списка пришлось выкручиваться до начала 1960-х, сочиняя сценарии анонимно. Два из них – «Римские каникулы» (1954) и «Отважный» (1957) – выиграли «Оскаров». Один (за «Отважного») Трамбо даже успел получить – в 1975-м, незадолго до смерти. Статуэтку за «Римские каникулы» приняла уже его вдова в 1993 г.

«Спартак» помог

В фильме Джея Роуча имя Далтона Трамбо первым возвращает в титры Кирк Дуглас, нанявший опального писателя работать над сценарием «Спартака» (1960) Стэнли Кубрика. На самом деле первым был Отто Премингер – в январе 1960-го New York Times сообщила, что он предложил Трамбо работу над своим фильмом «Исход». А Дуглас объявил о сотрудничестве со сценаристом лишь в августе того же года. Премингер в «Трамбо» есть, но выведен комическим австрийцем с хитрецой и сильным акцентом (Кристиан Беркель), а Дуглас (Дин О’Горман) – настоящим героем, хотя тоже слегка карикатурным.

«Трамбо» – фильм типично оскаровского формата и скромных достоинств. С прямолинейным, упростившим многие факты сценарием и незамысловатой режиссурой (неудивительно, что на «Оскара» номинирован один лишь Крэнстон). Но постановщик Джей Роуч не зря набивал руку на «Остине Пауэрсе»: серьезной истории про позорную для Америки эпоху идут на пользу легкий комизм ситуаций и эксцентрика персонажей. Хелен Миррен играет светскую обозревательницу Хедду Хоппер как голливудскую Шапокляк, каждый день меняющую идиотские шляпки (в фильме она и звезда вестернов Джон Уэйн – главные ура-патриоты в американском кинобизнесе). Дородный Джон Гудман в привычной роли босса киностудии размахивает бейсбольной битой, выпроваживая функционера, пришедшего требовать, чтобы компания разорвала отношения со сценаристами-коммунистами. Ну и Далтона Трамбо в ванне с пишущей машинкой мы, разумеется, видим не раз и не два.

Самый жирный кусок «Трамбо» – про то, как герой находит способ обойти запрет на профессию, договорившись задешево и под псевдонимами писать сценарии для всякого трэша, который продюсировал персонаж Гудмана. А потом вовлекает в этот бизнес и других оставшихся без работы сценаристов-коммунистов. Можно, конечно, придираться, что вместо реальных жертв большой голливудской зачистки в фильме выведен собирательный образ нищего радикала (Луис Си Кей), да еще больного раком. Но когда Трамбо правит его сценарий «Инопланетянин и пастушка», в который тот умудрился натолкать страстные монологи о капиталистических угнетателях, это все-таки смешно. Жаль, что никто так и не пишет сценарий про гориллу, который столько обсуждается (потому что студия купила костюм гориллы), ну да ладно: влюбленный в пастушку и проклинающий капиталистов инопланетный гость не хуже.

Голливуд разбирается с постыдным прошлым смеясь, вероятно, еще и потому, что так урок истории усваивается легче и надежнее. Но что для Америки история, для нас – актуальность и возможная перспектива. В «Трамбо» хорошо знакомыми кажутся не только ситуации и риторика (надо всего лишь заменить коммунистов на либералов), но даже второстепенные типажи. Например, один из самых непримиримых борцов с «красной угрозой», требующий ссылать всех коммунистов в концлагеря, отправляется в итоге в тюрьму за неуплату налогов. Родненький! Да ты же совсем-совсем наш человечек! И всех родственников в свой департамент пристроил, и лицо такое круглое, решительное, упитанное – ну как тебя не узнать, как не порадоваться!

В качестве финальной параллели хотелось бы заметить, что эта рецензия написана в ванне, но буду честен: это не так.

Мих.Дм.
07:22 29.02.2016
Конечно, коммунизм и власть рабочих нравились миллионам людей. Но теперь видно, что эта теория на практике не подтвердилась. Почему рабочие не могут управлять производством товаров или услуг? 1. Их недостаточная квалификация. Рабочий может стать капиталистом, но для этого он должен приобрести навыки управления капиталом, изменить свою квалификацию. 2. Текучесть кадров. Любой рабочий может уволиться и перейти на работу в другую компанию, или же получить пособие по безработице. Но управление компанией нельзя бросать, в этом случае она разорится. 3. Рабочие не накапливают капитал. Все свои доходы они обычно расходуют на потребление. Поэтому они не могут им распоряжаться. Когда капиталом управляют не собственники, он уменьшается. 4. Вопросы финансирования и распределения дохода, приема на работу и увольнений, нельзя решать голосованием рабочих. А если управляют их представители, они сами становятся чиновниками (капиталистами). Сам фильм мне понравился, смотреть интересно.
00
Комментировать