Статья опубликована в № 4033 от 15.03.2016 под заголовком: Совершенство пустоты

Шесть выставок «Фотобиеннале 2016» в Московском доме фотографии зарифмованы

Хотя они такие разные, что связь между ними не сразу заметна
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

На первый взгляд на выставках «Фотобиеннале 2016», открывшихся в Московском доме фотографии, есть только парные рифмы и они очевидны. Ретроспектива классика советской фотографии Аркадия Шайхета, где собраны его послевоенные циклы о паровозах и рабочем классе, противопоставлена авторам выставки «Новокузнецкая школа фотографии: Николай Бахарев, Владимир Воробьев, Владимир Соколаев».

У классика кадры вдохновенные, графичные и ритмичные, рабочий класс на них выглядит героически (если его представляет один токарь, сталевар или ткачиха) или спортивно (если заснят конвейер). И даже фабрично-заводская продукция – что пирожные, что ботинки – выстроена в ряды, как самосвалы на военном параде. Конечно, и здесь проступает полный абсурд, когда на фотографии спортивного праздника девица в кокошнике едет в римской колеснице на фоне красной звезды, но в работах авторов новокузнецкой школы абсурд царствует.

Владимир Соколаев и Владимир Воробьев тоже снимали рабочий класс, как и Шайхет, но с точностью до наоборот – никаких постановок и статуарных поз, полное отсутствие ритмичности, только естественная энтропия жизни, ее бытовая неструктурированность, экзистенциальная и физическая затерянность в замусоренном пространстве промышленного города. Откровенно позируют только герои пляжных фотографий Николая Бахарева, которые напрямую родственны кичевым постановочным снимкам дешевых советских фотоателье, но не наивны, а злы.

Особенности жанра

Большие фестивали, подобные московским фотобиеннале, иногда кажутся кладбищем выставок – их так много, что просмотры в голове путаются. Но часто это ощущение оказывается временным и ложным, возникшим от усталости. Лучшие выставки долго помнятся, а их количество дает возможность сравнивать и получить удовольствие методом погружения.

Подчеркнутый ритм организует и фотографии выставки Кандиды Хефер «Эрмитаж. Дворцы Санкт-Петербурга», где пустые музейные и библиотечные интерьеры кажутся совершенными и роскошными творениями, идеальными пространствами, которым противопоказаны суетные и нарушающие порядок люди. Такие же пустые пространства, только старых кинотеатров, снимал в разных странах прекрасный японский философствующий фотограф Хироси Сугимото. На его черно-белых снимках в центре зияющей дырой светятся экраны как знаки вечной манящей пустоты, иллюзии. Минималистская эстетика фотографий Сугимото воспринимается как японская поэзия, кажется многозначительной в своей принципиальной простоте и четкости.

Другой японский автор «Фотобиеннале 2016» – Осама Сиихара от родной традиции отказался, в 30-х гг. он стал снимать так, как снимали в Европе сюрреалисты, некоторые его снимки почти повторяют знаменитые работы Мана Рэя. Они так же далеки от реальности, как близки поэзии. Сиихара был участником фотообъединения, как и новокузнецкие фотографы, оно называлось «Группа авангардной образности». По стилю его работы отличны от всех, но и они рифмуются, пусть и неполной рифмой, с ни на что, казалось бы, не похожими большими цветными фотокартинами Кандиды Хефер, также озабоченной поисками прекрасного и ради идеала отказывающейся от суетного.

Выставка Карен Кнорр – как раз о суете. Биографически связанная с несколькими европейскими странами, она сделала совершенно британскую выставку, которая так и называется: «Британский стиль. 1970–1980-е годы». Если, конечно, считать бесконечную иронию по отношению к собственным предрассудкам свойством истинного англичанина. Дамы, джентльмены и богатые семьи, состоящие из дам и джентльменов, сняты Кнорр в буржуазных интерьерах богатых квартир старых лондонских районов. Все они демонстрируют абсолютную уверенность в себе, а подписи под изображениями, являющиеся частью композиции фотографий, отражают их мысли и представления о жизни. Например: «Прежняя классовая система ослабла, но существует огромное экономическое разделение, невиданный разрыв между богатыми и бедными» или: «Я верю в женское левое движение. Это что, кто-то уехал на моем «Мерседесе»?»

Но это нежная критика, видно, что на самом деле Кнорр любит своих героев, как любят своих работяг фотографы новокузнецкой группы, и по той же причине – родства авторов и их моделей. А вот Шайхет, похоже, держал дистанцию в отношениях с передовиками производства, представляя их любимыми механизмами.

До 9 мая

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more