Фильм «Чужая страна» прочно привязан к родной почве
Картина с участием Николь Кидман, Джозефа Файнса и Хьюго Уивинга сделана с оглядкой на классику австралийского кино
В середине фильма австралийский городок в пустыне накрывает песчаная буря. Герои Николь Кидман и Джозефа Файнса – супружеская пара в кризисе – сидят в машине, засыпанной рыжей пылью. По грязному стеклу снаружи бьет чья-то рука, как в картине про зомби-апокалипсис. Кэтрин едва не кричит. Они с Мэттью ищут своих детей – 15-летнюю Лили (Мэддисон Браун) и ее младшего брата Томаса (Николас Гамильтон). Накануне ночью дети ушли из дома. Не в первый раз. Лили уже сбегала, а Том страдает бессонницей и часто гуляет по ночам (фильм начинается с его прохода по безжизненному рассветному городу – камера оператора Пи Джей Диллона и минималистский саунд-дизайн композитора Кифеса Чанция сразу же задают настроение одиночества, заброшенности, тайны). Мэттью видел, как уходили дети. Но не остановил. Кто же знал, что будет буря.

Кадр из фильма «Чужая страна»
Хотя в этом городке, кажется, все знают всё. А сюжетом правит не загадка, а предопределение. Тематически фильм дебютантки Ким Фаррант, как справедливо указывает американский рецензент, разбегается в разные стороны: потеря невинности, местная мифология, общественное осуждение «других», брак в опасности. Кажется, что режиссер, как часто бывает в дебютах, пытается говорить обо всем сразу, соединить недосказанность и взрыв, перебирает с символизмом и мелодраматизмом. Но это детали, не заслоняющие главного – в Strangerland (хочется перевести как «Чужестрания») зашит особый генетический код.
Переклички
«Она – ангел Боттичелли», – говорила учительница про отроковицу Миранду в фильме «Пикник у Висячей скалы», австралийском шедевре, снятом в 1975 г. Питером Уиром. Сюжет картины – загадочное исчезновение нескольких воспитанниц колледжа во время пикника летом 1900 г. Действие «Чужестрании» происходит в Австралии в наши дни. И снова сюжет – загадочное исчезновение детей. «Такая тут земля», – скажет старуха из аборигенов. Такое тут и кино. Позже Мэттью найдет Тома, но тот не сможет рассказать о случившемся (как не могли рассказать и те, кто вернулся из зачарованного места у Висячей скалы). Лили не найдут, и вы, конечно, знаете это с самого начала. С того момента, когда камера показывает ее на грязной площадке скейтбордистов. Как ангела Боттичелли.
«Чужестрания» – не ремейк фильма Питера Уира. Там был божественный свет, здесь – скорее инфернальные отсветы из «Твин Пикс» Дэвида Линча. Лили – не только непорочная Миранда, но и Лора Палмер, школьница-шлюха. Родители перевезли ее в эту дыру в пустыне потому, что в другом городе у нее была связь с учителем. Но Лили не удержать. Она видит на руке скейтбордиста татуировку гигантского змея – словно бы моррисоновского King Snake – и идет за ним без вопросов. Она ведет дневник, рисуя в нем своих любовников. Красным и черным. Лили пишет в дневнике и о родителях: «она теперь только мать, не жена, она страдает от того, что они спят в разных постелях». Читая это, Кэтрин плачет и прячет дневник от мужа. Тут всем есть что прятать. Но это не детектив, и нет нужды в разгадке, в финальных объяснениях.
«Если бы я мог вернуться в тот момент», – плачет Мэттью. Что ж, ты сделал бы то же самое. Подчинился голосу пустыни. Той, что снаружи. Той, что внутри. Пустыня как грандиозная метафора структурирует все темы «Чужестрании», сводит их в единый энергетический центр. Исчезновение Лили вскрывает потерянность остальных главных героев: Мэттью, Кэтрин, ведущего расследование полицейского (неожиданная и сильная роль Хьюго Уивинга). Тоску не находящей удовлетворения, стареющей плоти. Отчаяние от разрыва с детьми, непонятными, как пришельцы с другой планеты. Кэтрин примеряет вещи Лили, но не может обрести ее свободу, даже если выйдет на улицу голой. Потому что юность – это порог, с которого можно шагнуть в любую сторону. В подрагивающее марево австралийской пустоши. В пустыню взрослой жизни. В «Чужестрании» нет никакой мистики. Если не считать мистической, необъяснимой саму возможность свободы.