Как российский ювелир Ильгиз Фазулзянов стал работать с часовым домом Bovet

И удостоился персональной выставки в Музее Московского Кремля
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Скачущие во весь опор всадники Апокалипсиса на циферблатах четырех моделей мужских часов Amadeo Fleurier 43 mm, воркующие голубки, насыщенные красные и бледные маки на циферблатах трех моделей Amadeo Fleurier 39 mm для женщин – это первые семь часов, которые исполнены для Bovet в разных техниках горячей эмали Ильгизом Фазулзяновым, известным российским ювелиром, с 1992 года работающим под брендом Ilgiz F.

Почему почтенный часовой дом вдруг обратился с предложением о сотрудничестве к российскому эмальеру? Ответ очевиден: 47-летний Фазулзянов способен создавать миниатюрные композиции из эмали, по сложности исполнения и художественному уровню превосходящие искусство швейцарских мастеров.

Драгоценности, вдохновлённые природой. Ильгиз Ф.

«Драгоценности, вдохновлённые природой. Ильгиз Ф.» - выставка изделий Ильгиза Фазулзянова, созданных с использованием горячих ювелирных эмалей, проходит Выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля с 1 апреля по 31 июля 2016 г. На выставке представлены произведения, созданные мастером с 1996 по 2016 г.: от первых ученических до современных. В том числе, можно будет увидеть циферблаты, созданные в технике Grand Feu для часов швейцарской компании Bovet 1822.

Чтобы понять, как уроженец городка Зеленодольска под Казанью сумел доcтичь подобных высот, нужно углубиться в его творческую биографию. Еще с самого детства Ильгиз твердо знал, что будет художником – рисовал он сначала в художественной школе, затем в художественном училище Казани, где живопись ему преподавал Фарид Тухватуллин, ученик прославленого Николая Фешина. И когда в начале 1990-х педагоги Ильгиза образовали творческий союз с тем, чтобы заниматься возрождением забытых техник витража и батика, перспективными, как им тогда казалось, направлениями, они пригласили в свою команду талантливого ученика.

Для начала энтузиасты отправились в Таллин, на единственное предприятие, где цветное стекло изготавливалось вручную, по старинным технологиям. И вскоре полностью их освоили. Помогло этому также изучение витража XIX века с райскими птицами, чудом сохранившегося в библиотеке Казанского университета, – позднее команда восстановила утраченную часть артефакта. И выполнила самую масштабную свою работу – витражи с портретами композиторов для Малого органного зала консерватории Казани. Но затем, в вихре перестройки, социальный заказ на дорогостоящую технику сошел на нет.

Сидевший без работы Фазулзянов неожиданно получил предложение заняться ювелирным делом – некая компания решила восстановить ювелирное искусство булгарских татар. Почему для этого Ильгиза с тремя другими мастерами отправили в Душанбе, а оттуда – в горный кишлак к национальному ювелиру, а не в Кубачи или в Армению, он не понимает до сих пор. Тем не менее у того мастера Фазулзянов получил первые навыки работы с серебряной проволокой в технике филиграни и обогатил их еще в ювелирном цеху комбината бытового обслуживания в Душанбе.

В Казань Ильгиз вернулся с репутацией «ювелира» – и по принципу сарафанного радио новоиспеченному «мастеру» стали приносить заказы. Отказать друзьям было неудобно, да и творческая репутация не позволяла признаться, что квалификации у него маловато. Тогда Фазулзянов решил стать мастером на достойном уровне. Позаимствовав старые инструменты знакомых стоматологов, он с энтузиазмом принялся изучать все аспекты ювелирного дела.

Свои первые «серьезные» серьги из серебра в национальном стиле Ильгиз принес на суд мастеров местного ювелирного завода в качестве теста на проф-пригодность и... не прошел его. Украшение не произвело на профессионалов впечатления, и они не приняли новичка на работу. «Тот отказ стал для меня мощным стимулом к тому, чтобы самому достичь высот профессии. Я подходил к ней «неправильно», как художник – что задумывал в воображении, то и реализовывал, не зная никаких ограничений, упорно разрабатывал собственные технологии», – вспоминает Фазулзянов. Позже многие специалисты признают, что если бы он получил классическое образование ювелира и привык бы следовать установленным канонам, то и не было бы никакого бренда Ilgiz F.

Его одержимость привела к тому, что уже через два года, в 1994-м, Фазулзянов получил первую премию на Международном конкурсе молодых ювелиров мусульманских стран в Пакистане. Созданные им облож-ка для Корана и хасите, национальное украшение наряда булгарских женщин, сегодня находятся в коллекции культурного фонда «Туран» в Казани.

После конкурса талантливого мастера пригласили представить свои творения на салоне антикваров в Пуатье. Ильгиз уже готовил коллекцию, но на встрече с поставщиком ювелирных инструментов он обратил внимание на баночки с красками в его арсенале и поинтересовался: что это такое? Оказалось, эмали. Прирожденному художнику Ильгизу в создаваемых им украшениях как раз не хватало цвета, и он решил попробовать поработать с эмалями.

В мастерской при Национальном культурном центре Казани, которую ему предоставили после победы в конкурсе, Фазулзянов стал проводить первые эксперименты по обжигу эмали на драгоценном металле. Они оказались успешны (сказался опыт работы с обжигом витражей) и настолько захватили ювелира, что он создал к выставке в Пуатье совершенно новые изделия.

Коллекция из 40 украшений в технике глухой и витражной эмали вызвала огромный интерес, о мастере из России много писала французская пресса. Вскоре у Ilgiz F. появился партнер в Швейцарии – компания Ambassador, которая представляла его украшения в своих бутиках. Фазулзянов обзавелся клиентами в Европе и в России, участвовал в международных выставках и обрел свой почерк – излюбленные флористические и анималистические мотивы модерна Ильгиз искусно воплощал в современных украшениях.

И вот когда три года назад компания Ambassador представила на вечере для клиентов новые украшения с эмалями Ilgiz F., в местной газете вышла статья под громким названием «Король эмалей в Женеве». В Ambassador стали стекаться местные эмальеры и инсайдеры часовых брендов, чтобы воочию увидеть, что это за «король» из России. Уже на следующем вечере в Цюрихе с российским мастером познакомился владелец Bovet 1822 Паскаль Раффи и моментально предложил тому carte blanche. «Паскаль подкупил меня тем, что отнесся ко мне как к художнику – твори что пожелаешь», – признавался впоследствии Фазулзянов. Быстро освоив особенности новой для себя работы – на идеально ровной поверхности циферблатов часов, вес которых не должен превышать установленного максимума, – Ильгиз действительно изобразил на них «что пожелал».

«Я ввел на циферблаты Bovet техники, которые никогда не применялись ранее: и миниатюрную живопись, и горячую эмаль с инкрустацией бриллиантами я «кладу» под фандом, то есть под слой прозрачной отполированной эмали, который делает живопись объемной и глубокой, а само произведение вечным», – делится своим ноу-хау мастер.

Среди прочих секретов мастерства Фазулзянова – обжиг эмали при температуре +950 °С (при общепринятой +750...+800 °С), который позволяет эмали свариваться с золотом и дает одинаково ровную поверхность с паве из драгоценных камней. Использование более 100 цветов эмалей против 20 общепринятых у прочих мастеров. Умение соединять эмали разного происхождения и получать тончайшие переходы цвета. И создание витражной эмали толщиной 1 мм против европейских 2,5 мм – ее Ильгиз также планирует ввести на циферблаты часов Bovet.

«Я любитель решать сложные задачи, и для меня это главный драйв в профессии. Я и остался в ней потому, что мне все еще есть куда развиваться, есть чему учиться», – считает Ильгиз. Но все же амбициозно добавляет: «Сегодня в Швейцарии мастеров, равных мне в искусстве эмали, нет!»

Так ли это, покажет время. В том числе и на выполненных Ильгизом новых циферблатах часов Bovet – их планируется производить по 12 экземпляров в год. И, возможно, эту репутацию только укрепит персональная выставка эмальера-виртуоза, которая пройдет в Московском Кремле весной 2016 года.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more