«Золотая маска» почти не заметила новаций

Драматическое жюри не отметило ни радикальных спектаклей, ни лидеров нового поколения режиссуры
Дмитрий Крымов (слева) получил «Золотую маску» из рук Льва Додина, которого в этом году отметили специальной наградой СТД за выдающийся вклад в развитие театрального искусства
Дмитрий Крымов (слева) получил «Золотую маску» из рук Льва Додина, которого в этом году отметили специальной наградой СТД за выдающийся вклад в развитие театрального искусства / Владимир Вяткин / РИА Новости

Лучшим драматическим спектаклем большой формы предсказуемо стал «Сон в летнюю ночь» Ивана Поповски – милая безделушка, вызывающая у критиков ностальгию по ранним работам «Мастерской Петра Фоменко». В номинации «лучший спектакль малой формы» победила постановка Дмитрия Крымова «О-й. Поздняя любовь» («Школа драматического искусства»). Призер режиссерской номинации – Андрей Могучий («Пьяные», БДТ). Награды за мужскую и женскую роли взяли молодые актеры Сергей Волков (Брехт в «Кабаре Брехт», Театр имени Ленсовета) и Мария Смольникова (Людмила в «Поздней любви» Крымова); корифей Александринки Николай Мартон (Неизвестный в спектакле «Маскарад. Воспоминания будущего») получил «Маску» за лучшую роль второго плана. Приз за сценографию достался Семену Пастуху, объединившему в «Маскараде» современные технологии с репликами классических декораций Александра Головина.

Все четыре «Маски» в соревновании кукольников собрали две постановки: «Толстая тетрадь» Пермского театра кукол (лучший спектакль, лучшая работа художника – Татьяны Нерсисян) и «Ваня» петербургского Karlsson Haus (лучшие работы режиссера – Алексея Лелявского и актера – Михаила Шеломенцева).

Вместе с тем поражения нескольких участников больше говорят о состоянии театра, чем список победителей. Жюри драматического театра и театра кукол под председательством Михаила Бычкова имело все возможности для программного высказывания, однако не торопилось поощрять новое режиссерское мышление – причем как отечественные, так и импортные его образцы. Ни одной «Маски» не получили лидеры молодого поколения режиссуры Дмитрий Волкострелов и Семен Александровский, приехавшие в Москву с очень сильными работами («Беккет. Пьесы» и «Элементарные частицы» соответственно). Остался без награды Ромео Кастеллуччи, дебютировавший в России спектаклем «Человеческое использование человеческих существ». Эпатажного итальянца называют и гением, и жуликом, но одно бесспорно: в отечественном театре нет даже близкого аналога тому, что делает Кастеллуччи.

Еще одно знаковое поражение случилось в конкурсе «Эксперимент», который судят оба жюри. Самый неортодоксальный спектакль на «Золотой маске» и вообще в России – интерактивная городская экскурсия Remote Moscow, копродукция немецкой команды Rimini Protokoll и независимого российского продюсера Федора Елютина – проиграл «Звуковым ландшафтам» Петра Айду, изобретательному спектаклю-концерту, который исполняется на театральных шумовых аппаратах. Вдвойне досадно, что Remote Moscow не отметили и критики, которые, по идее, должны руководствоваться не прагматическими вопросами (кому нужнее победа), а исключительно эстетическими, заглядывать дальше жюри и быть радикальнее. Но в критике победило музыкальное крыло, и приз достался опере «Сатьяграха» (Театр оперы и балета, Екатеринбург). И совсем уже огорчительно, что приз критики в этом году вручался в последний раз: «Золотая маска» переживает реформирование, независимый критический взгляд отныне считается лишним.

Как в цирке

Церемония, шедшая стандартные три часа, по темпоритму оказалась самой мобильной и живой за многие годы. Режиссер Евгений Писарев превратил сцену Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в цирковую арену, на которой работали два неутомимых клоуна – Павел Акимкин и Юлия Пересильд, менявшие образы и костюмы и не дававшие счастливым лауреатам растечься мыслью по древу дальше их неизменно волнительных эмоций.

В музыкальном театре прошлый сезон оказался на редкость плодотворным – не количеством, а качеством новинок. Которые при этом составили калейдоскоп на все вкусы. Причем при бесспорном лидерстве оперы интереснейшие программы оказались у аутсайдеров – мюзикла и современного танца.

Оперный конкурс был обескровлен задолго до начала фестиваля: по не зависящим от «Золотой маски» причинам из конкурса вылетели два лидера – новосибирский «Тангейзер» Тимофея Кулябина и «Трубадур», перенесенный в Михайловский театр из Бельгии Дмитрием Черняковым. Впрочем, доживи оба спектакля до сегодняшних дней, они могли бы остаться и без наград: многие члены жюри вспомнили свою молодость и проголосовали за «Хованщину» Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко как лучший спектакль и Александра Тителя за режиссуру «Медеи» в том же театре – в замкнутом пространстве СССР 1980-х подобная эстетика казалась авангардной. Но, предупреждая упреки в консерватизме, целых два спецприза жюри выдало самым радикальным – и живым – спектаклям оперного конкурса: екатеринбургской «Сатьяграхе» за работу хора (это первый в России опыт исполнения оперы Филиппа Гласса, да еще и на санскрите) и театральной «бродилке» для трехлетних зрителей «Путешествие в страну Джамблей», созданной по заказу Пермского оперного театра либреттистом Екатериной Поспеловой и композитором Петром Поспеловым по мотивам поэзии Эдварда Лира. Отдав «Маску» за лучшую дирижерскую работу молодому Андрею Лебедеву, ведущему «Ромео и Джульетту» в «Новой опере», жюри демонстративно дистанцировалось от главного героя последних лет – Теодора Курентзиса и ведомой им пермской оперы.

Но, возможно, это обеспечило триумф пермскому балету. Лучшим хореографом признан Даглас Ли, уже второй раз работавший на Урале и создавший для солистов труппы тонкий, нервный спектакль «Когда падал снег». Но эта трендовая европейская одноактовка все же вряд ли останется в истории в отличие от другого пермского балета – диптиха «Оранго. Условно убитый», воскрешающего неизвестную музыку Шостаковича и танцевальную эстетику 1930-х. Так же как показательно исключенная из всех номинаций екатеринбургская «Тщетная предосторожность» способна создать новый подход к классическому балету – полный любви, восхищения, но облагораживающий его старомодную простодушность. Но в балете жюри неожиданно оказалось решительнее, чем в опере, и лучшим спектаклем признало далекого от шаблонов «Героя нашего времени» Большого театра – постановку Юрия Посохова и Кирилла Серебренникова, для которой написал музыку Илья Демуцкий, отмеченный как лучший композитор.

Одним из самых интересных оказался в этом году конкурс в современном танце. Жюри не сочло нужным выделить ему ни одной дополнительной награды из тех, которые могут быть поделены между представителями классики и современности, поэтому победитель оказался один – «Кафе Идиот» по роману Достоевского, поставленный в «Балете Москва». Его создатель Александр Пепеляев, один из пионеров современного танца в России, после многолетних лабораторных опытов, кажется, открыл для себя заново красоту театральности в танце.

Мюзикл в этом году попал в сложную ситуацию – теперь признаются только спектакли отечественного производства, а в американских оригиналах за победу могут бороться лишь исполнители. Поэтому признанный лидер сезона – «Призрак оперы» компании Stage Entertainment – делегировал в лауреаты дирижера Мариам Барскую и исполнителя заглавной партии Дмитрия Ермака, а выиграла «Голливудская дива» еще одного тяжеловеса в производстве мюзиклов – петербургского Театра музкомедии, с позиции сегодняшнего дня пытающаяся воскресить традиции золотого века этого жанра.