Московский дом фотографии открыл серию новых выставок
«Маяки американского Запада» Стива Фитча – самая монотонная и привлекательная среди нихБесспорное достоинство выставки американского фотографа Стива Фитча, открытой в Доме фотографии, в ее монотонности, и это не шутка. Несколько десятков фотографий 70–90-х годов представляют виды американских шоссе и успокаивают так же, как сама дорога. Вызывая важные не только для американцев ощущения.
Неоновая реклама, вывески мотелей, их дощатые стенки, передвижные балаганы с фанерными динозаврами, реклама фильмов, которые показывают прямо на обочине, так что можно смотреть на экран, не вылезая из машины, огромные грузовики – все это столько раз видели в американских фильмах жители разных стран, что бескрайние дорожные пейзажи кажутся им хорошо знакомыми. Чуть ли ни родными осинами.
Подписи под фотографиями только маркируют место – штат, район, номер шоссе. Люди на снимках Фитча появляются редко, разве что какой-нибудь работник передвижного террариума завлекает публику самодельным плакатом. Каждый заброшенный в пространство пересекает его сам по себе, даже если он не один в машине – он наедине с простором.
Для Фитча, как, наверное, и для многих американцев, такие дороги – воспоминания о детстве, отцовском автомобиле и боязни потеряться. Многие его фотографии сделаны ночью, и неоновые вывески действительно выглядят на них спасительными маяками в бескрайних просторах земли.
Фитч предпочитает работать сериями и, как многие современные фотографы, снимает обыденность как тайну, самим фактом съемки поэтизируя ее. И какие-то нелепые дорожные вывески с плохо нарисованными индейцами воспринимаются на его фотографиях как произведения народного искусства.
Дорога – банальнейшая и основная метафора жизни. Фотографии Стива Фитча – никакая не философия, на них просто зафиксировано то, что есть, даже не всегда эффектно, не то что высокохудожественно. Но неким непонятным образом его дорожные снимки к философствованию склоняют.
До 19 июня