Спектакль «Карина и Дрон» открыл новую форму жизни языка
Дмитрий Волкострелов поставил пьесу Павла Пряжко в Казани
Текст кажется подслушанным и смонтированным в случайном порядке. Школьники-подростки едут в автобусе, в метро, идут по улице. «Виталик: На платформе круче! Оля: Круче да? Дима: Круче вообще! Настя: Крутяк! Оля: Печалька, печалька! Сегодня не будет уже наверное!»
Это они про подземный гул, который громче всего в метро, но слышен и снаружи. Никакого сюжета гул не производит, катастрофы не предвещает, просто раздается то и дело. (Ремарка: «По объяснению ученых, оседает порода в пустотах земли».) Не производят сюжета и разговоры героев – трех мальчиков, трех девочек. Пьеса называется «Карина и Дрон», а могла бы «Оля и Виталик», «Настя и Дима».
Каждая пьеса Павла Пряжко написана иначе, чем другие. «Карина и Дрон» не самая радикальная. Например, в «Я свободен» было всего несколько реплик, остальное – безыскусные фотокарточки какого-то белорусского путешествия. Режиссер Дмитрий Волкострелов показывал их сам, как слайд-шоу. Но «Карина и Дрон» тоже вызов. Набор почти случайных подростковых разговоров ни о чем. Начинается ниоткуда, заканчивается так же («Зашкалило на косплей»). Как будто драматург просто пропустил сквозь себя поток языковой реальности, никак его не обработав.

Спектакль «Карина и Дрон» / Лейсан Файзуллина
Хотя Пряжко, конечно, исследователь, внимательно слушающий, как оседает языковая порода в пустотах чатов и соцсетей, формируя новые причудливые формы коммуникации, иные нейронные связи между репликами этой ничейной, коллективной речи.
(Замечание, что герой пьесы Пряжко – сам язык, слишком очевидно, но хотя бы в скобках на эту очевидность следует указать.)
Решение пригласить режиссера Дмитрия Волкострелова в Казань поставить пьесу Павла Пряжко «Карина и Дрон» кажется радикальнее самой пьесы. Но в Казани есть театральная лаборатория «Угол», в которой работает продюсер Инна Яркова, и ей это интересно. Она знает, что в Казани существует публика, которая придет на Пряжко и Волкострелова, потому что чувствует голод на новое, современное и странное.
И вот эта юная увлеченная публика сидит и слушает текст Пряжко в исполнении еще более юных казанских артистов, вчерашних школьников. И слышит-понимает едва ли половину.
Потому что режиссер Волкострелов не облегчает публике контакт с текстом. Напротив, затрудняет. Актеры говорят, почти не повышая голоса, и часто их просто не слышно. Из-за шума. Постоянный звуковой фон спектакля – общественный транспорт. А когда еще подземный гул, вообще ничего не разобрать. Поэтому сидишь и напряженно вслушиваешься во всю эту подростковую болтовню: а вдруг что-то важное пропустишь! Вдруг вот сейчас, когда в очередной раз загудит, будет реплика, которая все-все прояснит, расставит по местам. А нет такой реплики в «Карине и Дроне». Ее ожидание – такая же привычка восприятия, как ожидание сюжета или «смысла» («Про что спектакль?»). А театр Волкострелова привычки восприятия не то чтобы ломает (для этого он слишком деликатен), но расшатывает под ними основание. И смысл тут рождается не внутри спектакля, а между спектаклем и зрителем, вот в этом напряженном вслушивании в знакомую-незнакомую речь почти без надежды на ответ.
В таком же напряженном вглядывании. Актеры стоят близко к зрителям, фронтально, каждый на отдельном деревянном помосте, но лиц поначалу не видно, потому что свет – контровой. За спинами у артистов рамки с матовой белой материей, прожекторы бьют сзади. Иногда лицо вдруг высвечивается – значит, исполнитель произносит не реплику, а ремарку. Еще есть жесты-сигналы: напиши, позвони. Или, как сказано у Пряжко, «Виталик сложил руки в кулаки, поводил туда-сюда, изображая котенка из японской анимации. Настя сделала так же».
Парадокс спектакля «Карина и Дрон» в том, что он герметичен и открыт одновременно. Лаборатория, но такая, в которую при желании может войти любой. И принять участие в эксперименте. Установить контакт с иной формой жизни языка.
«Карина: Если бы у меня стоял выбор, пойти в театр или поехать в город, я бы поехала в город».
А молодые люди в городе Казани пошли в театр.
Казань