Статья опубликована в № 4071 от 11.05.2016 под заголовком: Смотреть не смешивая

Выставка «Всегда современное. Искусство XX–XXI вв.» собрана без затей по принципу окрошки

Она открыта в павильоне «Искусство» ВДНХ
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Выставка «Всегда современное. Искусство XX–XXI вв.» удивительна, можно даже сказать, что уникальна. Поскольку принцип ее формирования непостижим. Почему и зачем вдруг несколько сотен художественных произведений оказались в одном месте, ума не приложить. Пояснительные тексты – чистая демагогия, вроде «охватывает историю русского искусства в неразрывной творческой связи мастеров различных поколений». Как раз ни связи, ни охвата.

Многое ли может охватить выставка в трех залах, где в первом собраны произведения с начала века до его середины, во втором – 1960–1980-х гг., а в третьем – последнего тридцатилетия. Причем работы значительные соседствуют с не важными, подлинники – с реконструкциями, соратники – с антагонистами.

В первом зале одним махом совершается переход от авангарда, представленного супрематической композицией Ивана Клюна из Ярославского художественного музея, до элегантного ар деко «Парада инвалидов» Сергея Кольцова, а оттуда уже и рукой подать до жовиального импрессионизма «Урока ботаники» Аркадия Пластова и неприличной сталинской сервильности полотна Михаила Хмелько «За великий русский народ!».

Во втором зале будут рядом существовать известные («Гагарин» Льва Кербеля) и неизвестные («Н. С. Хрущев и Ф. Кастро в березовой роще» М. И. Самсонова) конформисты, нонконформисты (огромный синий упырь Олега Целкова) и гранд-дамы московской живописи Татьяна Назаренко и Наталья Нестерова.

Если в первых залах достаточно картин из фонда самого «Росизо», то в зале новейших течений их почти нет, все работы предоставили частные галереи (прежде всего «Триумф») или сами художники. Поскольку именно галереи и частные коллекционеры в последние десятилетия покупают работы у художников, а раньше это делало государство через организацию, наследницей которой и является «Росизо».

Из сложного, довольно одиозного государственного наследства нелегко делать выставки. Были удачные, но спорные попытки. Последняя, одинаково возмутившая либеральную и патриотическую общественность, – «Романтический реализм» в Манеже. Создатели «Всегда современного» решили не рисковать и удовлетворить всех. Такая попытка, как правило, плохо кончается.

До 18 сентября

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more