Выставка «Всегда современное. Искусство XX–XXI вв.» собрана без затей по принципу окрошки

Она открыта в павильоне «Искусство» ВДНХ
В углу – реконструкция контррельефа Татлина/ РОСИЗО

Выставка «Всегда современное. Искусство XX–XXI вв.» удивительна, можно даже сказать, что уникальна. Поскольку принцип ее формирования непостижим. Почему и зачем вдруг несколько сотен художественных произведений оказались в одном месте, ума не приложить. Пояснительные тексты – чистая демагогия, вроде «охватывает историю русского искусства в неразрывной творческой связи мастеров различных поколений». Как раз ни связи, ни охвата.

Многое ли может охватить выставка в трех залах, где в первом собраны произведения с начала века до его середины, во втором – 1960–1980-х гг., а в третьем – последнего тридцатилетия. Причем работы значительные соседствуют с не важными, подлинники – с реконструкциями, соратники – с антагонистами.

В первом зале одним махом совершается переход от авангарда, представленного супрематической композицией Ивана Клюна из Ярославского художественного музея, до элегантного ар деко «Парада инвалидов» Сергея Кольцова, а оттуда уже и рукой подать до жовиального импрессионизма «Урока ботаники» Аркадия Пластова и неприличной сталинской сервильности полотна Михаила Хмелько «За великий русский народ!».

Во втором зале будут рядом существовать известные («Гагарин» Льва Кербеля) и неизвестные («Н. С. Хрущев и Ф. Кастро в березовой роще» М. И. Самсонова) конформисты, нонконформисты (огромный синий упырь Олега Целкова) и гранд-дамы московской живописи Татьяна Назаренко и Наталья Нестерова.

Если в первых залах достаточно картин из фонда самого «Росизо», то в зале новейших течений их почти нет, все работы предоставили частные галереи (прежде всего «Триумф») или сами художники. Поскольку именно галереи и частные коллекционеры в последние десятилетия покупают работы у художников, а раньше это делало государство через организацию, наследницей которой и является «Росизо».

Из сложного, довольно одиозного государственного наследства нелегко делать выставки. Были удачные, но спорные попытки. Последняя, одинаково возмутившая либеральную и патриотическую общественность, – «Романтический реализм» в Манеже. Создатели «Всегда современного» решили не рисковать и удовлетворить всех. Такая попытка, как правило, плохо кончается.

До 18 сентября