Ярмарка Art Basel открылась для профессиональной публики

На ней торгуют современным искусством музейного уровня и качества
На Art Basel можно купить и скульптуру, и фигуративную живопись/ О. Кабанова/ Ведомости

В центре Art Basel на первом этаже находятся стенды крупнейших галерей мира. Здесь как в хорошем музее современного искусства – вещи сразу производят на зрителя сокрушительное впечатление. Мощные скульптуры Тони Крега и легкие модули Александра Колдера ждут зрителей чуть ли не на каждом шагу. Особенно много Колдера, возможно, потому, что в последнее время его ретроспективы прошли в больших музеях, а сейчас показывают в Фонде Бейлера здесь же, в Базеле. Арт-рынок чутко реагирует на текущую художественную жизнь, на проявление внимания к художникам.

Абсолютно музейной выставкой кажется раздел надрывно-эротических рисунков Эгона Шиле в галерее Richard Nagy. А среди графики Анри Матисса у Bernard Jacobson Gallery выделяется карандашный набросок, в котором явно угадываются черты его знаменитого «Танца». Стоимость редкости – $300 000. Рядом с ним восхитительные, но не музейные, а маленькие, прямо-таки сердечные, картины Хуана Миро. Вообще, галерея сделала свой стенд исключительно приятным для глаза, написав на стене по-французски: «Удовольствие жить». Удовольствие иметь милого маленького Миро обходится больше миллиона долларов.

Цену на этой ярмарке никто прямо под работой не пишет, и, прежде чем ее назвать, галеристы и их ассистенты вступают с интересующимся в нежную беседу о достоинствах произведения. По крайней мере во время вип-показов и в общении с профессиональной публикой – коллекционерами, дилерами, галеристами, сотрудниками музеев.

Но классические модернисты не главные герои центральной части ярмарки, здесь на стендах явно больше персонажей второй половины прошлого века, правда, и они уже вошли в историю искусства. Так, Metro Pictures показала блистательную серию картинных ироничных фотографий Сидни Шерман в образах роковых женщин. Современные звезды в цене часто и превосходят классиков, что видно не только по ярмаркам, но и на аукционах, где contemporary art быстро догоняет modern art.

В первый день работы на Art Basel были проданы сотни работ стоимостью от трех тысяч до нескольких миллионов евро. В ценовых лидерах пока картина Зигмара Польке - 6,5 млн евро

В укромном углу прямо-таки образцово-показательного по высокому качеству и отменно свободному вкусу стенда White Cube находится работа Дэмиена Херста «Последнее королевство». И она единственная осталась в первой продаже серии. Ряды трупиков бабочек и насекомых, заключенных между зеркалом и стеклом по желанию самого дорогого из ныне живущих художников, составляют внушительного размера произведение ценой в 1 750 000 фунтов. Херсту 51 год, Тистеру Гейсу слегка за сорок, но его деревянный трон также среди новых предложений знаменитой лондонской галереи. Вытянутая и сплюснутая, высотой в человеческий рост девичья головка – знакомая по многим биеннале и выставкам популярного скульптора Жауме Пленса – кажется крашенной деревянной, но она бронзовая и галерея Lelong ценит ее в 280 000 евро.

На стенде берлинской Kewening можно увидеть картины и графику Павла Пепперштейна, так что в главной программе Базеля из русских художников не один Илья Кабаков. Русских не только по стране рождения и не вопреки месту проживания, а по менталитету. И хотя надписи в работах Пепперштейна сделаны на латинице не реже, чем на кириллице, все равно они со специфическим акцентом. Написанную акрилом картину «Выступление Хрущева на Генеральной ассамблее ООН» оценили в 50 000 евро. Среди художников галереи – такие убедительные имена, как Кристиан Болтански и Янис Кунеллис. В их компании честь находиться.

Давно и регулярно посещающие Базель замечают, что произведений пионеров модернизма здесь все меньше и их место занимают современные художники. Экс-директор Art Basel и нынешний руководитель Фонда Бейлера Сэм Келлер объясняет причину просто: за 46 лет существования ярмарки вещи классиков заняли свое место в музеях, к тому же она всегда ориентирована на коллекционеров. «А собирать и покупать, – убежденно говорит он, – большинство предпочитает новое искусство». Действительно, новое, но признанное или перспективное – а именно такое искусство здесь предлагают – может принести не только удачу.

Базель