Фильм «Человек – швейцарский нож» предложил новый образ воображаемого друга

В независимой картине Дэна Квана и Дэниела Шайнерта снялись звезды Пол Дано и Дэниел Редклифф
Картина – призер фестиваля Sundance – детский фильм с недетским прокатным рейтингом 18+/ kinopoisk.ru

Пьер Безухов и Гарри Поттер встречаются при странных обстоятельствах. Пол Дано, блеснувший в британской экранизации «Войны и мира», играет лезущего в петлю от безысходности робинзона на необитаемом острове. Дэниел Редклифф, выросший из роли маленького волшебника, играет вынесенный на берег труп. Робинзона зовут Хэнк, труп зовут Мэнни, и в том, что он мертв, не приходится сомневаться, даже когда Мэнни начинает говорить. Но говорящий труп с отсутствующим выражением лица и пластикой сломанной куклы – не главная шутка Дэниелов (так режиссеры обозначены в титрах: film by Daniels).

Главное – что он пукает. Поэтому крайне нелепо, что в российском прокате у фильма Дэниелов возрастной рейтинг 18+. Ну кому, скажите, пукающий труп доставит столько радости после 18. То есть, конечно, мы знаем таких людей, но все-таки даже для артхаусного фильма это слишком узкая целевая аудитория.

Другое дело дети, точнее, подростки лет 13–15. «Человек – швейцарский нож», конечно, для них. Тут масса милых аттракционов вроде использования трупа в качестве аквабайка на газовой тяге (слышь, Бивис, мы такого еще не видели!), шуток про пенис, рассуждений о мастурбации и о том, что все мы в конце концов превратимся в какашки. За всем этим прячется очевидный сюжет об одиночестве, страхе быть непонятым и отвергнутым, т. е. опять же типично подростковые темы, для публики 18+ уже не очень-то актуальные.

Фестивальная история

На главном американском кинофестивале Sundance «Человек – швейцарский нож» получил приз за лучшую режиссуру американского игрового фильма (всего на Sundance четыре конкурса, два игровых и два документальных). Российский прокат картина начала с премьеры во внеконкурсной программе 38-го Московского кинофестиваля.

Чтобы объяснить мертвому другу сложности существования в мире живых, Хэнк устраивает в лесу инсталляции из мусора и перформансы с переодеванием в девушку, с которой он так и не решился заговорить. Это тоже обаятельно, Дэниелам не откажешь в изобретательности, но нельзя сказать, что их маленькие радости представляют собой что-то небывалое. Похожим образом – преобразуя мир с помощью воображения – резвились герои Мишеля Гондри, например, в «Науке сна». А традицию инфантильных непристойностей можно вести хоть от Альфреда Жарри с его Папашей Убю.

Хотя Дэниелы вряд ли оглядывались на Жарри – иначе они не были бы столь сентиментальны. Чем дальше, тем больше «Человек – швейцарский нож» выжимает из зрителя жалость к героям. И только неизменно идиотское выражение лица Дэниела Редклиффа и мимические хлопоты Пола Дано не дают всему происходящему окончательно превратиться в нравоучительное нытье, пусть и прихотливо расцвеченное фантазией. Редклифф и Дано – прекрасный дуэт, они, кажется, чувствуют друг друга, как школьные друзья. Благодаря им «Человека – швейцарский нож» все-таки можно рекомендовать и аудитории 18+. Только надо еще раз предупредить: во-первых, осторожно, газы. А во-вторых, вы и без этого фильма знаете, как важно позвонить родителям.