Музей Москвы открыл свою лучшую выставку

«Азбука музея» легко и красиво показывает разномастные экспонаты
Раздел «Щ» показывает, какими щеголями всегда были москвичи/ М. Стулов/ Ведомости

Коллекция Музея Москвы непостижима и нелогична, как и сам город. За 120 лет существования в ней накопилось множество – более миллиона – совершенно разных экспонатов весьма дискуссионной ценности. Обо всех и помыслить трудно, но только на выставке «Азбука музея» в одном зале одновременно показывают 2000 на первый взгляд не связанных друг с другом предметов: довоенные автомобили, коронационную кружку 1985 г., пустые коробки из-под чая и конфет, бюст советского градоначальника, разного уровня и разных лет, но не великую живопись, выкопанные из земли старинные серьги и служебное удостоверение Збарского Б. И., где в графе «должность» написано «профессор», а «место работы» – Мавзолей Ленина.

Как оформить

Сложный состав экспонатов разного размера и способности завладеть вниманием потребовал сложного дизайна. Кирилл Асс, Надежда Корбут и Константин Ларин здесь смогли проявить фантазию и сделать 32 отдельные выставки в одном зале. Единое пространство здесь, правда, не выстроилось, но это вполне соответствует и содержанию «Азбуки музея».

Трудно найти у выставки с таким пугающе разнообразным набором экспонатов определенный смысл и генеральную тему, но и искать не следует. Москва же – река, текущая тысячу лет по своим собственным законам. Выставка организована по простейшему принципу – алфавитному, где каждый раздел-буква представляет некое понятие, слово, факт. Они эти законы не выявляют, но частично фиксируют. И если часто азбучное деление говорит только о неспособности кураторов выстроить экспозицию логически, то в этом случае хотя генеральной линии и нет, зато логика присутствует в каждом из 32 разделов. Твердый и мягкий знаки представлены вместе.

Кураторы Александра Селиванова и Екатерина Селезнева отлично обосновали выбор слов для своего московского букваря в коротких пояснениях к каждому фрагменту экспозиции, хотя они тоже лишены единообразия. Есть разделы про события – «Нашествие Наполеона», есть про улицу – «Остоженка», есть про двор как единицу измерения города.

Материалы о Сухаревской площади помещены на букву «Л» потому, что она легенда, «важнейшая точка пересечения» истории места и народного представления о «чернокнижнике и чародее» Якове Брюсе. Еще в Сухаревой башне в 1925 г. разместился Музей городского хозяйства, переименованный в Московский коммунальный и известный теперь как Музей Москвы. Так что понятно, почему из множества московских легенд выбрана именно эта – еще и символ вечного и бессмысленного московского сноса исторических памятников.

В каждом буквой обозначенном выставочном сюжете можно найти много интересного или лично вам симпатичного. Например, любимую елочную игрушку своего детства или мощно декорированный кассовый аппарат, виденный разве что в старом кино. А также, что особенно ценно, на выставке в достатке свидетельств идиотизма официальной столичной жизни вроде ужасающе нелепого гранитного макета Мавзолея Ленина – «Подарка к 800-летию Москвы от Карело-Финской ССР».

Одно из лучших качеств «Азбуки музея» – отсутствие пафоса, в то время как в некоторых экспонатах его уровень зашкаливает. Приятно также, что в залах не звучит никакой банальщины вроде песни про дорогую мою столицу. Дело не в том, что песня плохая, просто слышать ее нет никаких сил.

До 11 ноября