На открытии Выборгского кинофестиваля через «Окно в Европу» выдали фильм для детей

Однако на следующие фильмы программы малышей лучше не водить
Вопреки содержанию фильмов, которые предстоит увидеть, на открытии фестиваля царило хорошее настроение/ Людмила Попова/ РИА Новости

Двадцать четвертый фестиваль российского кино «Окно в Европу» открылся довольно неожиданным образом – детским фильмом Анны Чернаковой «Жили-были мы» по сценарию Александра Адабашьяна, что как раз неожиданностью не является, так как в последние годы режиссер Чернакова никого другого не экранизирует. На этот раз Адабашьян придумал для Чернаковой сказку про девочку, которая сочиняет сама для себя сказку, чтобы не слишком грустить по поводу родительского раздора и маминого исчезновения. В ее сказке, навеянной классическим сюжетом про сестрицу Аленушку и ее братца Иванушку, действуют мама с папой, только маленькие: маленький папа попал в беду, маленькой маме надо его выручить, путешествуя по временам и преодолевая разные помехи, которые чинит на ее пути злодей, сыгранный Дмитрием Певцовым. В кастинг-листе этого фильма есть помимо Певцова немало известных имен: Леонид Бичевин, Елена Сафонова, Алена Бабенко, наконец, сам сценарист Адабашьян – большой мастер маленьких ролей. Но всем этим умелым людям все же не удалось сообща помочь режиссеру Чернаковой и сделать так, чтобы из выборгского зала в течение полутора часов зрители не утекали тоненьким ручейком: девочка Маруся в своем бойком воображении сумела превратить родителей в детей – у авторов фильма сделать то же самое со зрителями не вышло. Во всяком случае, с выборгскими.

Дачный сезон

Главным событием конкурсной программы «Выборгский счет» станет показ скандального фильма Александра Вартанова «Дачники», о котором «Ведомости» уже писали в связи с его победой на омском фестивале «Движение». Омск весной содрогнулся, но устоял. Посмотрим, что станет с Выборгом.

Закроется фестиваль через неделю футурологическим альманахом «День до». Четыре режиссера – Борис Хлебников, братья Котт и Александр Карпиловский – рассказывают каждый свою историю с общей исходной посылкой: к Земле приближается комета-убийца, земные дни не просто сочтены – планете и ее обитателям остался лишь один день, и разные люди проводят его по-разному.

Между доброй сказкой-надеждой и печальной сказкой-предсказанием уместится выборгская программа, состоящая из нескольких секций, где основной интерес представляет, разумеется, игровой конкурс. Жюри, возглавляемое режиссером Сергеем Урсуляком, посмотрит и оценит десяток фильмов. Среди них есть и те, которыми не пренебрег бы «Кинотавр», будь они готовы к началу лета. Например, «Дизлайк», в котором фантазией Павла Руминова восемь популярных блогеров оказываются заперты на зловещей вилле, куда их заманили мнимой дегустацией нового энергетического напитка. В результате дегустация обернулась борьбой за выживание с неприятными летальными исходами для ее участников. На главную женскую роль Руминов расчетливо пригласил реальную топ-блогершу Марию Вэй, чьи подписчики потенциально способны обеспечить фильму кассу, а главную мужскую роль сыграл молодой актер Олег Гаас.

Самым причудливым фильмом главного конкурса имеет шанс стать «Прикосновение ветра» Ольги Веремеевой и Елены Демидовой, соединяющий игровой сюжет с документальным. В игровой части вымышленная актриса Юля отправляется на съемки в Бурятию, но на самом деле ее задача далека от профессиональных надобностей: Юля смертельно больна и надеется отыскать в Бурятии мужчину, которого когда-то любила. В документальной части настоящая актриса Юлия Ауг тоже прилетает в Бурятию, и тоже не ради съемок: она ищет встречи с ламой, чтобы узнать свою судьбу.

Героиня мелодрамы «Птица» опять же больна, и опять же тяжело – настолько, что готовится к самому худшему, но в процессе подготовки неожиданно встречает рок-музыканта, и ее смертельные планы рушатся. Эту душещипательную историю рассказала дебютантка Ксения Баскакова, недавняя выпускница ВГИКа, а музыканта сыграл Иван Охлобыстин.

«Его дочь» – так называется фильм другой дебютантки, Татьяны Эверстовой, о девочке из глухой якутской деревни. Ей семь лет, ее зовут Таня, она живет с бабушкой и дедушкой, довольна жизнью, не хочет никаких перемен, но судьба распоряжается иначе. Александр Тютрюмов, более известный как характерный актер, представит в Выборге фильм «Искушение». Его герои, молодая пара, заблудились сначала в лесу, а потом и по жизни, поскольку в означенном лесу повстречали на свою беду пожилого скульптора, сделавшего им довольно-таки непристойное предложение, от которого стоило бы отказаться, но искушение (смотри название) было слишком велико и исчислялось в миллионах долларов. Поддавшись соблазну, они за это заплатят – не в миллионах, подороже.

Михаил Левитин-младший, прежде привозивший в Выборг документальные фильмы, дебютирует в игровом кино «Подлецом» – тоже семейной историей, но про мать и дочь: старшая авторитарна и ищет для младшей мужчину по образу и подобию своего покойного мужа, малосимпатичного субъекта, но находится, как это часто бывает, совершенно не то, о чем мечтается.

Кто из конкурсантов не зря мечтал о главной выборгской награде – станет ясно через неделю.

Выборг