Статья опубликована в № 4172 от 30.09.2016 под заголовком: Прогулки к Пушкину

В Псковской области прошел второй фестиваль «Заповедник» имени Сергея Довлатова

Вторым его героем стал Пушкин
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Главным смысловым узлом фестиваля стал день, проведенный в Михайловском и окрестностях.

Пешее путешествие фестивальной публики через пушкинское родительское имение по маршруту, которым Довлатов некогда водил экскурсантов, сопровождалось познавательными рассказами. О фанерном коте, посаженном первым хранителем заповедника Семеном Гейченко на раскидистый и обвитый золоченой цепью дуб под своими окнами; о мифологическом «домике няни», в действительности – обычной баньке, а также о всяком прочем. Пунктом назначения стала деревня Березино неподалеку от Михайловского. Именно там непонятно как дожила до наших дней, а сравнительно недавно была укреплена и превращена в частный музей развалюха, куда в 1976-м заселился на лето пушкиногорский экскурсовод Довлатов. Устрашающе прекрасное, насквозь прогнившее, все в рваных заплатах из рубероида легендарное жилище пьяницы Михаила Иваныча из «Заповедника». Во дворе этого дома фестиваль провел короткие «довлатовские чтения»: сидя на ступеньках, актеры Алексей Маслодудов, Олег Долин, Анна Шепелева, Надежда Лумпова, драматург Любовь Мульменко и другие близкие к док-направлению фигуранты разложили на разные голоса и с разной степенью убедительности прозу Довлатова – преимущественно «Заповедник», разумеется.

Рационализаторы

Фестиваль «Заповедник» начался под аккомпанемент Дениса Мацуева: в тот вечер его концерт в городской филармонии завершал музыкальный фестиваль Crescendo, и руководству городской культуры пришла в голову рационализаторская мысль объявить закрытие одного смотра открытием другого.

Второй фестивальный фронтмен, Александр Сергеевич Пушкин, тоже удостоился специальной акции – премьеры фильма Павла Лунгина «Дама пик» по пушкинской повести, заново режиссером прочитанной. Со слов Лунгина, его заинтересовала возможность соединить мир оперы («Пиковой даме», как известно, не чуждой) с законами триллера. Если не сделать историю захватывающей, то во всяком случае удерживать во время просмотра интерес зала у автора «Дамы пик» получилось. Опера же обозначила свое присутствие не в эстетике, а в сюжете: события разворачиваются в столичном театре (на экране – узнаваемый парадный подъезд новой сцены Большого), куда из эмиграции возвращается дива с мировым именем (Ксения Раппопорт), чтоб поставить на сцене, где когда-то дебютировала, оперу Чайковского и самой исполнить партию графини. Ее племянница Лиза (Мария Курденевич), получившая от тетки одноименную роль, состоит в местной труппе и влюблена в певца Андрея (Иван Янковский), мечтающего исполнить партию Германна. Оперная условность как эстетика фильму не пригодилась, зато вмешалась в его сюжетостроение, несколько затуманив указатели на важных поворотах, из-за чего там порой непросто разобраться, что к чему. Самое же удивительное в «Даме пик» – это Андрей-Германн и его мотивы. Пушкинский персонаж-немец «Пиковую даму» не читал и в своих действиях руководствовался указаниями графини, жестоко его бортанувшей. Андрей, напротив, даже не читая Пушкина, не может не быть в курсе давно ушедшей в масскульт истории и явно в курсе, как она закончилась. Тем не менее он, довольно быстро охладев к роли Германна и прикипев к идее миллионного выигрыша, настойчиво изрекает удивительные сентенции вроде «я должен выиграть и стать настоящим Германном», а в кульминационный момент ставит не на пиковую даму, что могло бы обеспечить авторской конструкции дополнительную оригинальность, а на злополучного туза. Повторно наступая на старые грабли.

Псков

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more