Статья опубликована в № 4197 от 07.11.2016 под заголовком: На Марсе стало теплее

Фестиваль «Территория» показал спектакль Дмитрия Волкострелова «Мы уже здесь»

Судя по нему, даже на Марсе отношения между людьми принципиально не изменятся
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Фестиваль «Территория» и Московский музей современного искусства показали столичной публике первую большую ретроспективу петербургского независимого «Театра post», созданного Дмитрием Волкостреловым. Гастроли проходили не на театральной площадке, а в выставочном пространстве, и это важно для понимания роли Волкострелова – он и режиссер, и современный художник в равной степени. Четыре спектакля из программы основаны на текстах Павла Пряжко – безусловно, главного драматурга «Театра post». Среди них и впервые показанная в Москве постановка Волкострелова «Мы уже здесь» о быте гипотетической марсианской колонии.

В будущем, каким его воображает Пряжко, техника меняется, а психология – нет. С Марсом налажено регулярное сообщение, там строят дома, а условия достаточно комфортны, чтобы женщина могла привезти с собой ребенка, но в самих героях нет ничего необычного. Они курят, рассказывают анекдоты, спорят и сплетничают: в общем, классические земляне. Квентин Тарантино написал бы похожие диалоги, придумай он кино про Красную планету. Вот только его космонавты, натрепавшись, потянулись бы за бластерами – и давай палить друг в дружку, а в пьесе «Мы уже здесь» нет ничего, кроме, собственно, разговоров.

Имитировать рутинную болтовню с диктофонной точностью – ноу-хау Павла Пряжко, как и блестящих актеров «Театра post». Но на сей раз режиссера Волкострелова потянуло к настоящему реалистическому театру с детальной лепкой характеров и добросовестной проработкой отношений. Пока футурологи мечтают о терраформировании Марса (т. е. о создании там земного климата), Волкострелов и Пряжко уже согревают, очеловечивают космическое будущее доступными искусству средствами. Каждый колонист индивидуален: нам неизвестны их функции (кроме Марины – она архитектор марсианских зданий), зато мы что-то понимаем об их мировоззрении, привычках, субординации в коллективе. Космонавтов играют постоянные актеры «Театра post» Алена Бондарчук, Иван Николаев, Алена Старостина, Павел Чинарев и внезапно сам Волкострелов, который, будучи актером по первой специальности, досадно редко выходит на сцену.

Театральная футурология

Куда более мрачным представлялось будущее в спектакле Волкострелова по пьесе того же Пряжко «Парки и сады»: главным героем был обделенный вниманием пожилой киборг по имени Петр, а центральной идеей – стремление человека все контролировать, от природы до себе подобных.

Как и в других своих проектах, режиссер сознательно затрудняет коммуникацию между спектаклем и публикой: не факт, что вы все увидите и поймете (как и в мире за пределами театра). В частности, кулисы и сцена меняются местами. В присутствии зрителей актеры не делают ничего или заняты бессмысленной работой – сворачивают и разворачивают футболки. Разговоры ведутся в соседнем полутемном зале, который нам показывают только через камеру ночного видения. На стену проецируется некачественное черно-белое изображение – как будто мы принимаем слабый марсианский сигнал.

В отличие от театрального зала в музейном пространстве нет подъема (ступенчатого пола) – поэтому на московских гастролях зрители перекрывали друг другу обзор. Это скорее художественное решение, чем оплошность организаторов, – при желании сделать этот самый подъем не составляет особого труда. С дальних рядов видно было только проекцию, да еще телевизор, передававший картинку с одной из камер: зрители могли наблюдать, как выцветает название пьесы, написанное на бумажке исчезающими чернилами. Это практически буквальная иллюстрация английской идиомы «смотреть, как сохнет краска»: Волкострелов явно считает скуку весьма плодотворным состоянием, а в монотонности видит своеобразную красоту.

В конце спектакля колонисты любуются закатом. Актеры покидают темную комнату и выстраиваются на сцене спиной к зрителям, а лицом к осветительным приборам. Прожекторы постепенно набирают мощность – как театральная люстра или предвечернее солнце. Обычно интеллектуальный режиссер Волкострелов не балует публику наивными приемами, поэтому сентиментальный финал сработал на ура. И стало в космосе немного теплее.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more