Статья опубликована в № 4253 от 01.02.2017 под заголовком: Хмурая фантазия

«Голос монстра» не слышен ни взрослым, ни детям

Подражание «Лабиринту фавна» хорошо выполнено, но не увлекает
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Двенадцатилетний Конор О’Малли (Льюис Макдугалл) привык заботиться о себе сам: по утрам он готовит завтрак и собирается в школу, а вернувшись из нее, убирает квартиру. У него есть мать (Фелисити Джонс) – совсем молодая, чуть за 30, с раком в терминальной стадии: после химиотерапии ей трудно дойти до кухни или подмести пол. В школе Коннора травят и после уроков на регулярной основе бьют. У него есть легкомысленный отец (Тоби Кеббелл) – он давно развелся с матерью, женился на американке и переехал в Штаты. Есть бабушка (Сигурни Уивер) – подтянутая, жесткая, не терпящая возражений женщина. И есть один очень сомнительный друг – монстр, который днем мимикрирует под высокое тисовое дерево, растущее на старом кладбище метрах в 200 от дома. Каждую ночь ровно в 00.07 монстр приходит к Коннору и рассказывает ему мрачные сказки. А потом Коннор должен рассказать ему подлинную, правдивую историю своей жизни – и если он солжет хоть в чем-то, монстр его съест.

Впрочем, про «съест» в фильме, кажется, не упоминается: это из детского романа, выпущенного Патриком Нессом в 2011 г. и, несмотря на крайнюю угрюмость сюжета, оказавшегося бестселлером. В основе «Голоса монстра» – сюжет Шивон Дауд, другой детской писательницы, которая из-за онкологии не смогла сама написать книжку. После ее кончины издатели и отдали наброски Нессу (он, кстати, потом лично переработал роман в сценарий).

От монстра к динозаврам

41-летний Хуан Антонио Байона высоко ценим у себя на родине: за «Приют» он получил высшую испанскую кинопремию «Гойя» в категории «Лучший новый режиссер», за «Невозможное» – уже просто как лучший режиссер. «Голос монстра» (фильм совместного англо-американо-испанского производства) номинирован на «Гойю» в 12 категориях; сколько призов ему достанется, мы узнаем 4 февраля. Байона тем временем занят подготовкой к съемкам сиквела «Мира юрского периода», которые начнутся в феврале на Гавайях (ему предлагали снимать и первый фильм, ставший одним из главных хитов 2015 г., но тогда он отказался, сочтя, что на производство отведено слишком мало времени).

Несмотря на английское происхождение, «Голос монстра» – произведение откровенно лабиринтофавнообразное; в продюсерах явно теплилась надежда, что именно испанец Хуан Антонио Байона сможет повторить успех фильма Гильермо дель Торо (тот, разумеется, мексиканец, но «Лабиринт фавна» снимал в Испании на чисто испанском материале). Да что уж там – именно дель Торо был продюсером полнометражного дебюта Байоны, превосходного фильма ужасов «Приют». И вообще они сто лет как дружат. И, конечно, не исключено, что бедная Дауд успела посмотреть «Лабиринт Фавна» (он вышел за восемь месяцев до ее смерти) и срифмовать собственную болезнь с сюжетом о ребенке, уходящем от трагической реальности в мир фантазий и чудовищ.

Байона на самом деле очень талантливый режиссер (среди его заслуг еще и «Невозможное», драма о семье, поехавшей отдыхать в Таиланд в декабре 2004 г. и столкнувшейся там с цунами). В «Голосе монстра» нет ни одного дурно выстроенного кадра, ни одной плохо продуманной сцены; актеров он собрал первоклассных (помимо перечисленных это Лиам Нисон, сыгравший монстра с помощью технологии motion capture). И все же в американском, например, прокате «Голос» потерпел сокрушительное коммерческое фиаско: продюсеры рассчитывали, что в премьерный уикенд он соберет $10 млн, а он с трудом собрал два. С полутора тысяч экранов. При бюджете в 43 млн. И за счет мирового проката он не смог пока – и не сможет – даже выйти в ноль.

Одна из первых фраз в «Голосе монстра» – «С чего начинается эта история? С мальчика, который уже слишком взрослый, чтобы быть ребенком, и слишком юный, чтобы называться мужчиной». Одна из причин провала «Голоса монстра» как раз в этом: он слишком серьезный и мрачный для детей и, наверное, слишком детский для 16-летних; при этом в принципе мало кто из зрителей готов тратить в выходные два часа, чтобы посмотреть кино про хмурого мальчика, у которого умирает мать. Тот монстр, который предъявлен зрителю в трейлере и в фильме, лишь крупное ветвистое ожившее дерево, а на ходячие говорящие деревья он, зритель, уже насмотрелся, хотя бы во «Властелине колец». В общем, ничего сенсационного.

И все же этот монстр хорошо придуман и нарисован – как и его сказки (предстающие на экране в виде мультфильмов, где акварель сочетается с 3D-анимацией). Да и смысл этих сказок – что жизнь бесконечно сложнее и хитрее прямолинейных детских представлений о ней – идеально ложится в канву сюжета о взрослении. И путь героя к пониманию самого себя (а монстр, как выяснится в финале, всю дорогу выполнял функции сурового, но высококвалифицированного психотерапевта) прописан Нессом довольно уверенно. И легко можно представить человека, который выйдет с этого фильма в слезах. Но можно, увы, представить и другого – которому эта фантазия при всех ее достоинствах покажется мучительно медленной и печальной.

Автор – специальный корреспондент «Комсомольской правды»

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more