Статья опубликована в № 4381 от 09.08.2017 под заголовком: Спокойные склоны

Фестиваль камерной музыки в швейцарском Вербье сохранил стабильность

Его исполнительский интернационал выступает за вечные ценности, но музыкантам из России удалось удивить репертуаром
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

На 24-м фестивале в Вербье звездам, как яблоку, негде упасть. Михаил Плетнев, Владимир Фельцман, Григорий Соколов, Вадим Репин, Шарль Дютуа, Эса-Пекка Салонен – лишь макушка айсберга. Концерты идут в огромном шатре на две тысячи мест и в забавной хайтековской церкви. Половину выступлений пишет канал medici.tv. Из-за статусного фестивального фасада выглядывают off-программы молодых музыкантов и мастер-классы именитых педагогов, которые шлифуют в фестивальной академии артистов будущего (средний конкурс – 16 человек на место). К скрипичному мэтру Захару Брону не протолкнуться. Британский баритон Томас Аллен разучивает со студентами «Евгения Онегина» Чайковского, а специалист по немецкой Lied Томас Квастхофф советует молодым «самим создавать творческую атмосферу, быть себе дирижерами, режиссерами, персонажами и исполнителями в одном лице».

На концерте в церкви Квастхофф между тем отжег программу под джазовое трио. Иронию в адрес академического звукоизвлечения прославленный баритон приправил завуалированной улыбкой по поводу Favorite Things – «любимых вещей», которыми для завсегдатаев Вербье давно стали ансамбли почетных альпийцев Моцарта, Мендельсона, Листа и Брамса. Именно они дарят публике радость узнавания, а исполнителям – счастье совместного музицирования. Состоянием этим буквально сочилось Трио Мендельсона, где знакомый нам по конкурсу Чайковского Джордж Ли (фортепиано) с Пабло Феррандесом (виолончель) оттенили пока еще излишнюю серьезность 16-летнего скрипача Даниэля Лозаковича. Ансамбль с первой скрипкой Джошуа Беллом представил сибаритскую программу: струнные унисоны в Октете Энеску хотелось рассматривать, а изысканной красоте Сюиты Мошковского – верить как отцу небесному.

Из промышленного количества нот в Вербье не всегда извлекают откровения, на концерте случается и зевнуть. Публика в Вербье вежливая: звезд не оценивает – просто радуется. На вере в стабильность исполнительского качества и строит политику Мартин Энгстрём, фестивальный директор и бывший глава Deutsche Grammophon. Если шумом дождя накрывает тихий финал Фортепианного квартета Моцарта в высокопарном исполнении ансамбля с участием Евгения Кисина и Миши Майского, швейцарцы и глазом не моргнут, еще и подбодрят загрустивших музыкантов. На барочном вечере – сплошь из концертов Баха – любуются смелым туалетом пианистки Юджи Ванг, но предпочтение отдают ювелирной игре Сергея Бабаяна.

К тому, что по ту сторону Альп, в Зальцбурге, вовсю творятся поиск и эксперимент, в Вербье, этом Куршевеле классической музыки, относятся спокойно. Но согласны и немного расширить кругозор. Солист Мариинского театра Андрей Бондаренко, включив в чайковско-рахманиновскую панораму романсов пару песен Свиридова («Богоматерь в городе» и «О, Родина, в счастливый и неисходный час...»), заработал бурные овации советскому композитору-мэтру. А Квартет Танеева, который сыграли Лукас Генюшас, Александр Ситковецкий, Максим Рысанов и Пабло Феррандес, стал сенсацией. Неостывающей красоты музыку любимого ученика Чайковского молодые музыканты наполнили гармонией индивидуальностей, за что им едва ли не первым начал аплодировать Михаил Плетнев.

Финансовые сложности отошли в прошлое, с тех пор как в Вербье пришли русские деньги, а с ними и русский слушатель. Нынешний бюджет в 9 млн швейцарских франков, из которых 1 млн обеспечивает Ассоциация друзей фестиваля, сулит двухнедельное благоденствие в Швейцарии не только музыкантам, но и волонтерскому сообществу из Америки, Сербии, с Украины и из России. Окрестных слушателей и туристов автобусы исправно доставляют из Мартини, а фуникулеры – из Ле-Шабле. За минимальный взнос в 100 швейцарских франков вы тоже можете стать другом фестиваля и частью тех, чьим бонусом после камерного концерта станет величественная панорама Альп. Но едва ли не главнее – чувство, что в разгар очередных политических разногласий на земле остается место, где со времен Моцарта и Чайковского, кажется, ничего не изменилось.

Вербье

Читать ещё
Preloader more