Статья опубликована в № 4396 от 30.08.2017 под заголовком: Путь из рабства

Люцернский фестиваль собрал все цвета кожи и поет о новой европейской идентичности

Концерт Жорди Саваля «Пути рабства» наглядно показал, чем черная культура оказалась полезна культуре рабовладельцев
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

На Моцартплац бурлила толпа. С разных сторон доносились звуки музыки: это играли этнические ансамбли, собирая вокруг толпы любопытных прохожих. Гортанное пение и танцы, необычные тембры и зажигательные ритмы сливались в многоголосый гул.

Это был особенный день в программе Люцернского фестиваля. Он назывался «День специальных событий» – Spesial Event Day. Ранним утром прямо на площади уже была спета и сыграна Sila (The Breath of the World, соч. 2013 г.) – это была европейская премьера оперы Джона Адамса, название которой использует понятие в культуре индейцев Аляски, означающее животворящее дыхание, которое создало мир.

А сейчас вокруг модернового здания Конгресс-центра пел и плясал стрит-фестиваль этнической музыки; он продолжался в городе целую неделю, и это был его финальный, кульминационный день. Турки и арабы, японцы и китайцы, разнообразные балканские ансамбли, сменяя друг друга, соревновались за внимание публики, гуляющей по эспланаде в погожий денек.

Тем временем внутри, в концертном зале Конгресс-центра, шел концерт Жорди Саваля и его двух коллективов: ансамбля Hesperion XXI и четырех вокалистов из La Capella Reial de Catalunya. Звучание барочных инструментов и голосов оттенялось хрипловатым тембром фольклорного певца Кассе Мади Диабате, чьи затейливые вокализы, обильно уснащенные гроздьями мелизмов, с очевидностью указывали на принадлежность малийской музыки великой монодической традиции, охватывавшей в Средние века добрую половину земного шара. Пение Кассе поддерживалось виртуозным аккомпанементом марокканского уда, мадагаскарской валихи (струнный щипковый инструмент), малийской коры (нечто среднее между арфой и лютней) и игривыми подтанцовками грациозных девушек.

Смена эпох

Две важнейшие институции, возникшие и укрепившиеся благодаря инициативе Михаэля Хефлигера, бессменного интенданта Люцернского фестиваля, – оркестр Люцернского фестиваля, у истоков которого стоял Клаудио Аббадо, и оркестр Люцернской молодежной академии, которым вплоть до своей кончины руководил Пьер Булез. Ныне академию возглавил маститый немецкий композитор Вольфганг Рим; преемником Аббадо за пультом фестивального оркестра стал Риккардо Шайи.

Жорди Саваль представлял в Люцерне свой новый проект «Пути рабства», посвященный исследованию взаимовлияний музыкальных культур Африки, Европы и Америки, от Средневековья до наших дней. На конкретных музыкальных примерах он демонстрировал, как музыкальная культура рабов, вывезенных из Африки в Португалию, Испанию и Латинскую Америку, повлияла на мелос, ритмику и возникновение новых жанров культуры рабовладельцев. И наглядно показывал, как постепенная эмансипация черной Америки и утверждение первичных прав и свобод человека, провозглашенных Французской революцией, меняли соотношение культурных сил в Европе и Америке.

Все вместе – события, происходящие out door и in door, – работало на раскрытие генеральной идеи и девиза нынешнего фестиваля: Identity («Идентичность»).

Излишне говорить, почему именно сейчас европейцев так волнуют вопросы идентичности: они неразрывно связаны с проблемой беженцев, их адаптации в европейских реалиях и проблемой инкорпорации чуждых локальных культур в общеевропейский культурный код. Ровно те же проблемы поднимались нынешним летом на Зальцбургском фестивале, в доброй половине постановок которого так или иначе трактовалась тема беженцев, а шире – различные аспекты философской дилеммы «свой – чужой».

Однако этнической и квазиэтнической музыкой отнюдь не исчерпывается содержание поистине всеобъемлющей программы Люцернского фестиваля, на котором почтенная академическая музыка соседствует с экспериментальным творчеством современных композиторов. В Большом зале Конгресс-центра каждый вечер звучит симфоническая музыка в исполнении лучших оркестров мира. В соседнем Люцерн-зале утром проходят мастер-классы, днем, вечером и ночью идут концерты с уникальными программами. Фестиваль в Люцерне продолжается до конца первой декады сентября. Впереди – гастроли оркестров «Концертгебау», Венской и Берлинской филармоний, Питсбургского симфонического оркестра, Оркестра де Пари и оркестра Мариинского театра с Валерием Гергиевым.

Люцерн

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more