Заманивать зрителей фестиваль «Context. Диана Вишнева» уже научился

Теперь задача – привить балетной публике вкус к современной хореографии
Спектакль Гойо Монтеро Asunder сделан специально для фестиваля / Ирина Григорьева

Буквально накануне открытия Диана Вишнева объявила, что по медицинским показаниям сама танцевать не может. Она должна была выйти на сцену в гала открытия и в вечере балетов Стравинского Пермского театра оперы и балета в созданной специально для нее роли Петрушки. Для многих в России современная хореография, которую пропагандируют Вишнева и ее Context, – непознаваемая черная дыра. Но ради того чтобы увидеть живую легенду классического балета, публика готова потерпеть эти эксперименты. Поэтому отказ фестиваля в возврате билетов, продававшихся на спектакли с участием Вишневой по повышенным ценам, еще до его старта накалил атмосферу.

Для тех, кто спокойно переносит отсутствие диадем и фуэте, вдохновительница фестиваля превратила его в прекрасную образовательную площадку. Так толково собранную, что ясно: такую платформу хотела бы иметь сама балерина, выросшая в те времена, когда дрожать приходилось над каждой затертой до дыр черно-белой копией Бежара, а Марта Грэм со своей труппой так и не была допущена до гастролей в стране победившего балета. Поэтому Context включает цикл документальных фильмов, посвященных танцу, мастер-классы по разным техникам (в этом году можно было позаниматься техникой Мерса Каннингема), лаборатории по танцевальной критике и театральной фотографии, встречи с выдающимися мастерами хореографии (среди гостей были Алексей Ратманский и итальянская прима Алессандра Ферри). Важным для фестиваля стал самостоятельный заказ новой постановки – это традиционная мировая практика, но все еще экзотика для России.

Как обычно, прошел и конкурс молодых хореографов. Правда, несмотря на огромное количество участников (около 150 человек из 30 городов), он оказался обескураживающе безликим. Только повышенная зоркость членов жюри позволила выбрать из пяти финалистов (сенсационно четверо из них – женщины) победительницу. «Воздух» Ольги Лабовкиной из Минска так же художественно мимолетен, как сама заглавная субстанция номера.

На две столицы

Фестиваль Дианы Вишневой в этом году окончательно захватил обе столицы. Если раньше все лучшее доставалось москвичам, то с этого года программа практически дублируется.

В выборе спектаклей Вишнева и постоянный куратор фестиваля Самуэль Вюрстен из Нидерландов руководствовались, вероятно, желанием дать такой спектр современной хореографии, который удовлетворил бы любые вкусы. В программе соседствуют созданный по заказу Context спектакль испанца Гойо Монтеро Asunder («На части»), эффектно задуманный, но практически невоплощенный; вульгарно-эстрадный «Нижинский» Марко Гекке, поставленный труппой Gauthier Dance из Штутгарта, превращающий в скандал трагические стороны жизни великого танцовщика; одна из лучших постановок Уэйна Макгрегора – FAR. Эта композиция, музыкальный электронный ритм которой (композитор – Бен Фрост) грозит сбить зрителей бельэтажа на головы партера, сделана хореографом в 2010 г. для собственной труппы. В ней нет пуантового танца, немыслимых растяжек и бешеных пируэтов, которые отличают спектакли Макгрегора в Королевском балете Великобритании. Тем не менее для балетной публики она выглядит даже более радикально: на пустой сцене только тренированные тела танцовщиков, мощь и энергия которых выглядят сверхчеловеческими в воплощении телесных фантазий Макгрегора.

Но в финале FAR так же, как и привезенных из Перми балетов Стравинского (сопровождение чужого оркестра оказало этой программе медвежью услугу) или невероятно красивого дуэта Сиди Ларби Шеркауи, аплодисменты были гораздо жиже, чем после старомодного американского Bodytraffic и парней из Gauthier Dance с номером, который украсил бы в былые годы шоу Бориса Моисеева. Заманивать зрителей Context научился виртуозно. Но понадобится еще много образовательных программ, чтобы они научились отличать эстрадно-цирковое искусство от хореографического.