Выставка Таус Махачевой представляет художника молодого и успешного

А она представляет нам Дагестан
Буквы старых уличных вывесок смотрятся в музее как скульптура / Ольга кабанова/ Ведомости

Таус Махачевой 34 года, и у нее идеальное для художника ее возраста CV: училась современному искусству в Лондоне, стала лауреатом двух отечественных арт-премий, участвовала во многих выставках и в нескольких международных биеннале, ее видео и перформансы были показаны – и это почетно – в основном проекте последней Венецианской биеннале. Так что карьера у Таус удалась.

Она строила ее, т.е. плавно вплывала в международное течение современного искусства, последовательно, умно и талантливо. Без внедрения в этот процесс невозможно заниматься искусством некоммерческим – перформансом. Только благодаря различным институциям находятся на это деньги. В случает Махачевой – не великие.

Тема Таус – Дагестан. Она и позиционирует себя как дагестанка. В одном из последних проектов представляет себя Супер Таус, кавказской женщиной в длинном платье и платке, убирающей валуны с дороги и переносящей тяжелую скульптуру (памятник двум смотрительницам дагестанского музея, не давшим украсть работу Александра Родченко) в поисках лучшего для нее места.

Дагестан для внучки поэта Расула Гамзатова – удачно выбранная тема национальной идентичности, обреченная на успех в современном искусстве, говорящем на общем для всех художников языке и ценящем национальные особенности. Но Таус вкладывает в свои работы так много старания и любви, что конъюнктурным ее выбор никак не назовешь.

На выставке Таус Махачевой «Облако, зацепившееся за гору», открывшейся в Московском музее современного искусства, нет других тем, кроме дагестанской. На большинстве экранов – дух захватывающие горные пейзажи и местные мужчины. Танцор на развалинах старой крепости, канатоходец, переносящий над пропастью картины, праздно слоняющийся по улице увалень, поджидающий знакомых, чтобы обняться. Ну и Супер Таус, не устающая совершать ежедневные подвиги, поскольку на женщине, как известно, все и держится.

Документации перформансов – экспонаты для выставки неудобные, они не создают особого пространства, к тому же демонстрируются часто в плохом качестве. В чем вина не художника, а музея. Так что в «Облаке, зацепившемся за гору» зрелищный только один зал, где громоздятся старые уличные вывески, которые Таус недавно начала коллекционировать. И еще изящно, копиями старинных фотографий горбоносых мужчин и нарядных женщин, оформлен проход анфилады музейного здания.

Но если набраться немного терпения и досмотреть видео Таус до конца, то будешь вознагражден. Среди ее работ нет бессмысленных и, что особенно ценно, вымученно многозначительных. Вот, например, «Байда». Так называются лодки, на которых каспийские браконьеры выходят в море за черной икрой. Они привязывают себя к байде, чтобы в случае чего их тела всплыли и были похоронены родственниками. На экране только блеклая вода Венецианской лагуны, потом появляется перевернутая лодка, а за кадром разговор приехавшей на биеннале компании, так и не понимающей, где, собственно говоря, здесь искусство.

До 4 февраля