Московский международный необязательный

40-й Московский кинофестиваль напрасно перенесли с июня на апрель
Для публики 40-й Московский кинофестиваль начнется лишь 20 апреля/ Евгений Разумный/ Ведомости

Когда появились сообщения, что из-за чемпионата мира по футболу Московский кинофестиваль (ММКФ) будет перенесен с конца июня на конец апреля, это вызвало недоумение. Зачем? Можно подумать, будто на московские просмотры слетаются, как в Канны, до 50 000 кинобизнесменов и критиков со всего света.

В реальности ММКФ фактически проходит в единственном мультиплексе «Октябрь», где девять из 11 залов малюсенькие. В большом зале на 1500 мест аншлаги только на вечерних гала-премьерах; на дневных конкурсных показах зал полупуст. В этом году, как в стародавние времена, фестиваль отхватил еще пять кинотеатров, но там лишь отдельные сеансы и залы расположены далеко и неудобно по отношению друг к другу. Иностранцев на фестивале почти нет, так что и гостиницы мало кому требуются.

Между тем в те же числа, но в июне, с 20-го по 26-е, в Москве пройдет только четыре футбольных матча предварительного этапа – остальные в других городах. Два в «Лужниках» и два на стадионе «Спартака». От Нового Арбата, где расположился «Октябрь», они весьма далеко, так что едва ли футбольные болельщики помешали бы киношным, а охранять от футбольных хулиганов все равно придется весь город, Новый Арбат – в том числе.

А вот недостатки новых сроков уже очевидны. Во-первых, ММКФ обычно проходил примерно через месяц после фестиваля № 1 – Каннского. И 5–6, а то и 10 каннских фильмов удавалось включить в московские программы (кроме конкурсной – там по правилам лишь премьеры). Во-вторых, киноманы привыкли активно читать каннские репортажи, следить за кинотенденциями года. И искать в программах ММКФ фильмы, соответствующие этим тенденциям. Короче, ММКФ после Каннов гораздо более интересен, чем до.

Главная особенность московской программы этого года – она производит впечатление необязательной, собранной наспех. Почти нет фильмов, про которые синефилы будут говорить заранее. «Миссис Хайд» с Изабель Юппер (приз Юппер на фестивале в Локарно)? Так он 26 апреля в прокат выходит.

Конечно, тут нет никакой вины отборочной комиссии. У нее просто не было времени и возможностей развернуться.

В итоге недостатки ММКФ, которых и без того было немало, еще и усилились:

а) наибольший интерес представляют не иностранные, а отечественные картины;

б) Каннский, Берлинский, Торонтский, Роттердамский, Венецианский фестивали – ведущие в мире – устроены очень четко: все немного по-разному, но зритель заранее понимает, на что идет, когда видит рубрику, под которой подается фильм (конкурс, внеконкурсные спецпоказы, новое кино, неделя критики, мастера, полночное безумие и т. д.).

У нас большинство названий программ вычурные и что они означают, фильмы какого типа собрали под своей обложкой, бог весть. Что такое «Фильмы, которых здесь не было»? По идее, все фильмы, отобранные для фестиваля, должны быть теми, которых здесь не было. Поначалу казалось, что это будет провокативная программа: ленты, способные шокировать Министерство культуры. Но ничего подобного. Или вот еще программа – «Кино для всех и каждого». Название странное для фестивалей, которые по умолчанию должны показывать кино не для всех. Кино для каждого ищите в прокате. И что бы вы думали входит в эту программу? Пять недавних более или менее громких отечественных картин. Чего вдруг? Или программа «Спектр». Что в ней? Да всё, что удалось добыть и туда напихать. Возьмите любые десяток фильмов из разных стран, плохих и не очень, – вот вам и «Спектр». «Спектр» из фильмов про Джеймса Бонда был позанятнее.

Судя по всему, отборщики столкнулись с элементарной проблемой: чтобы фестиваль состоялся, им надо составить его из чего угодно, что попадется под руку. В итоге на фестивале как никогда много старых картин – добрая половина всей программы. Как никогда много советских. Как никогда много различных ретроспектив. Это оправдывается тем, что фестиваль – 40-й, полуюбилейный и в некотором роде напоминает зрителям о своей истории. Тут отборщикам надо отдать должное: почти все эти фильмы – подлинная классика. В итоге, однако, получается не ММКФ, а напоминание об уничтоженном московском Музее кино, от которого осталось одно название.

Не фестиваль, а сплошное ретро. И тут очередной анекдот. Ясно, что классические фильмы сделаны мастерами кинорежиссуры. Но программ и фильмов все равно, видимо, не хватало. Поэтому на ММКФ-2018 появилась еще и отдельная рубрика «Мастера», объединившая более 10 картин. Причем в этой программе истинных мастеров раз, два и обчелся.

Чем всегда силен ММКФ – конкурсом документального кино и программой документального кино «Свободная мысль». Ну что же, вот на них лично я и пойду.