Статья опубликована в № 4563 от 10.05.2018 под заголовком: Кинофестиваль для себя

Майский прокат богат на хорошее фестивальное кино

Если вы пропустили ММКФ, можно устроить небольшой фестиваль самому себе
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

В репертуаре российских кинотеатров сейчас есть два выдающихся анимационных фильма и один как минимум небезынтересный игровой.

«Остров собак» Уэса Андерсона: японские псы против бешеных капиталистов

Мэр города Мегасаки принадлежит к древнему японскому клану кошатников. У него татуировка огромного мохнатого кота во всю спину. Рядом с ним все время то один, то другой котик – и, разумеется, он ненавидит собак. Когда в Японии начинается эпидемия собачьего гриппа, он волевым решением отправляет всех мегасакских собак, начиная с любимого пса собственного воспитанника Атари, на далекий остров. Но мальчик оказывается не так прост: он похищает самолет и летит на остров за своим Спотом (тот всегда был верен хозяину, как самурай, и хозяин отвечает ему тем же). Самолет терпит аварию, но Атари выживает. Сперва ему кажется, что Спот умер, но потом выясняется, что он, скорее всего, жив и живет на другом конце острова, в компании легендарных и ужасных псов-каннибалов. И Атари в компании собак Шефа, Рекса, Кинга, Герцога и Босса пускается на поиски.

Уэс Андерсон всегда был известен прежде всего элегантностью своих работ, но здесь происходит что-то вроде передозировки элегантностью. «Это фильм безупречный в каждой детали, до такой степени, что у зрителя начинается асфиксия», – пишет Адам Грэм из The Detroit News, и его ощущения несложно понять. В «Острове собак» – втором мультфильме Андерсона после «Бесподобного мистера Фокса» – так идеально выстроен каждый кадр, так уместен каждый звук, так продумана каждая шутка, что ты и впрямь выходишь из зала немножко угорелым. Но зато несколько дней спустя вспоминаешь «Остров» как один из лучших фильмов за последние годы.

Любой человек, у которого в доме жили звери, знает, что их смерть – один из самых мучительных опытов на свете. Их жизненный срок в пять раз меньше, чем у людей. За радость общения с ними надо платить. У Уэса Андерсона, сомневаться не приходится, в доме жило много собак, и да, черт возьми, это означало постоянное прощание и при этом огромную, нечеловеческую нежность. Само название фильма, Isle of Dogs, можно услышать как I Love Dogs, и патологическое, предельное изящество для Андерсона – не что иное, как способ объясниться в любви. Ну, как он умеет. В этом фильме умирает одна-единственная собака, и живой мы ее не видим – только сразу косточки, почти комический скелет. Все остальные десятки собак живы и будут жить вечно. Андерсон же режиссер, демиург, полубог; он может так сделать – и делает.

В этом фильме множество крупных планов собачьих морд с огромными глазами – и ты проваливаешься в эти глаза. Собаки говорят голосами Брайана Крэнстона, Билла Мюррея, Эдварда Нортона, Греты Гервиг, Фрэнсис Макдорманд и других прекрасных артистов – в какой-то момент к ним подключается даже Йоко Оно – и я бы на вашем месте сделал все, чтобы посмотреть этот фильм с субтитрами, а не в дубляже.

«Лицо» Малгожаты Шумовской: польский рабочий против нехристей

Многие польские слова звучат совершенно как русские, в том числе матерные. Поэтому вышедший с субтитрами фильм Малгожаты Шумовской – редкая возможность услышать с экрана российского кинотеатра выражения, наглухо запрещенные несколько лет назад Госдумой и Министерством культуры. С другой стороны, название ее картины, Twarz, любой русский интуитивно прочтет как «Тварь», хотя на самом деле оно значит «Лицо». А на английский название фильма перевели как Mug («Морда»), и все три варианта в общем-то ему подходят.

Яцек – простой парень из польской деревни, внешне чем-то смахивающий на Тора в исполнении Криса Хемсворта. Он любит пиво, грубые шутки, быструю езду и свою невесту. Работает на небольшой свиноферме и помогает строить самую большую в мире статую Христа – больше, чем статуя в Рио-де-Жанейро (это является предметом гордости местного священника, как и прочих жителей). Однажды на стройке с Яцеком происходит несчастный случай; тело после него более или менее в порядке, а вот лицо приходится пересаживать от другого, недавно скончавшегося человека. Это первая удачная трансплантация такого рода во всей Европе, и нельзя сказать, чтобы после нее Яцек стал выглядеть совсем уж страшным; хирурги очень горды собой.

Но невеста, едва бросив на Яцека долгий взгляд, его бросает, муж сестры говорит, что не может больше жить с Мордой в одном доме, окрестные дети носятся за ним с воплем «Рожа». Прихожане в церкви собирают пожертвования на послеоперационную реабилитацию, но это какие-то жалкие монетки. Мать какое-то время держится, но в результате на исповеди сообщает священнику: «Мне кажется, в нем живет кто-то другой. Сможет ли Бог узнать его с таким лицом? Будет ли ему даровано после смерти спасение? Чем я это заслужила? Это не мой ребенок! Надо провести обряд экзорцизма, чтобы изгнать Другого!» На что священник отвечает: «Экзорциста придется ждать больше года. Но я знаю людей, которые могли бы помочь».

Как и «Остров собак», «Лицо» было впервые показано в феврале на Берлинском кинофестивале, где удостоилось Гран-при жюри. Это, конечно, нехитрый фильм с абсолютно лобовым посылом: когда в финале статую наконец возводят (а надо сказать, это такая статуя, на фоне которой большинство скульптур Церетели начинают казаться образцами высокого искусства), оказывается, что Христос смотрит не в ту сторону, то есть буквально отворачивается от жителей городка.

И, конечно, это печальное кино про то, как все мрачно в странах бывшего соцлагеря, – именно такое, какое и ждут на фестивалях от режиссеров из России, Польши, Румынии или Болгарии. Но, с другой стороны, сразу вспоминается прошлогодний американский фильм «Чудо» – о мальчике, который родился со страшными деформациями лица и перенес десятки пластических операций, после которых все равно выглядел не лучше, чем Яцек. Ему тоже одноклассники кричали вслед: «Чудище!» Но все-таки родители окружали его любовью и заботой, и он смог со всем справиться. Думается, дело не в том, что здесь ад, а там рай. А в том, что угрюмые восточноевропейские постановщики не научились и еще долго не научатся производить на свет что-то подобное.

«Знаешь, мама, где я был?» Лео Габриадзе: гигантский фаллос против бури

Коротенький, на 62 минуты, фильм Лео Габриадзе «Знаешь, мама, где я был?» снят по сценарию его отца и на основе его рисунков. 81-летний Резо Габриадзе рассказывает о своем детстве, которое прошло в послевоенном Кутаиси и деревеньке рядом с ним (там Габриадзе жил у бабушки и дедушки). С ребенком происходило много удивительных вещей. Сошедшие с портретов Ленин и Сталин спорили, ликвидировать его немедленно за опоздание на урок или подождать, пока вырастет, и потом только отправить в Сибирь. Молотов с газетной вырезки насвистывал на ночь песни. Веселые лягушки учили курить. Дедушка с помощью огромного самодельного фаллоса – бревна и двух шаров – останавливал бури; научился во время Русско-японской войны этому способу у какого-то дикого островного племени. Пленные немцы разводили розовые сады и играли в них чудесную музыку.

Резо Габриадзе за последние десятилетия привык к тому, что его называют гением, но не лишним будет повториться. Понятно, что Лео (сыгравший когда-то одну из главных ролей в «Кин-дза-дза», а потом поставивший «Выкрутасы» с Йовович и Хабенским и ужастик «Убрать из друзей») в этой картине режиссер, но не автор. Да и продюсер Тимур Бекмамбетов наверняка был вовлечен прежде всего как организатор съемочного процесса. Автор один, это Резо Габриадзе, создающий на этот раз что-то вроде маленького, камерного, невинного «Амаркорда». Фильм – это его крупные планы и его закадровый текст, который сопровождается дивной анимацией. Это ужасно забавно и трогательно, это одна из лучших российских картин года; и когда на финальных титрах сам Габриадзе поет грузинскую песенку в русском переводе Валентина Берестова: «Знаешь, мама, где я был? В поле зайчика ловил. Оседлал и прокатился, поиграл и отпустил!» – у тебя душа лопается.

Автор – специальный корреспондент «Комсомольской правды»

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more