Почему каннскую «Золотую пальму» украли честно
Победившая драма Хирокадзу Корээды «Магазинные воришки» – фильм о родстве как условном понятии, часто не связанном с подлинным чувством близости
В начале японского фильма «Магазинные воришки» Хирокадзу Корээды папа с сыном, промышляющие мелким воровством, возвращаются домой и замечают мерзнущую девочку, по всей видимости запертую своими родителями на балконе. Уже в следующем кадре несчастный ребенок ест и отогревается в чужой семье, где помимо приютивших его героев имеются мама, бабушка и девочка-подросток. Живут они почти на горьковском дне – в бедняцкой лачуге. Постепенно – между делом – выясняется, что персонажей соединяют вовсе не кровные узы, а горизонтальные связи взаимопомощи и спасения, которые в современном мире-супермаркете оказываются прочнее и аутентичнее традиционного родства.
Настоящие чувства никогда ничего не стоят, а чужой человек может стать ближе любого, даже самого ближайшего родственника. Эту идею Корээда ненавязчиво противопоставляет обществу как товарно-денежной системе, фатально влияющей на настоящие семьи: выясняется, что девочка-тинейджер, подрабатывающая в пип-шоу, живет среди героев еще и потому, что ее настоящие родители от нее отказались и даже приплачивают теперь ее фиктивной бабушке.
«Они никому не принадлежат», – говорит отец о продуктах в супермаркете, которые собирается украсть. Точно так же герои «крадут» друг друга у системы, в которой они никто, ничто, никому не принадлежат и так бы и умирали каждый на своей маленькой полке. Так воровство становится символическим актом спасения. Эту критическую, парадоксальную, нонконформистскую и в чем-то утопическую мысль Корээда предъявляет тихо и бесшумно, окликая тонкое, кристально чистое, прозрачное и без всякого пафоса возвышенное кино Одзу и других японских классиков.
Нескончаемой классовой – и гуманитарной – катастрофе посвящены и другие фильмы-победители. В «Счастливом Лазаре» итальянка Аличе Рорвахер изящно интерпретирует житие святого Лазаря. Им оказывается большеглазый мальчик, живущий в крестьянской семье в Италии конца прошлого века – полумифической стране, в закоулках которой еще сохраняется феодализм.
Юный герой заводит трепетную дружбу с сыном своих владельцев – бунтарем и паяцем, но однажды срывается с обрыва и погибает – чтобы чудесным образом возродиться спустя 20 лет в современном итальянском мегаполисе, снятом на задворках Милана, и стать свидетелем чудес другого порядка. Его бывшие земляки-крестьяне, получив свободу, стали городскими париями и мелкими грабителями. Но еще больше «повезло» бывшим хозяевам Лазаря: они тоже потеряли все, став жертвами банковских корпораций. Мягко достается и католической церкви – этой башне из слоновой кости, выпроваживающей бедняков-героев из своих священных хором и не способной разглядеть сакральное среди обыденного.
Картине Рорвахер прочили «Золотую пальму», но в итоге она лишь разделила приз за сценарий с «Тремя лицами» Джафара Панахи – роуд-муви о поисках молодой иранской актрисы, якобы покончившей с собой из-за запрета сниматься в кино.
О том, что семья как традиционная ячейка общества больше не выдерживает контактов с самим обществом, аморальным и разрушительным, трубит ливанка Надин Лабаки в ударной драме «Капернаум» (Специальный приз жюри). В ней рожденный в нищете и вынужденный преступить закон мальчишка (фактически ребенок) попадает за решетку и оттуда подает в суд на собственных родителей за то, что они произвели его на свет.

Актриса Самал Еслямова из фильма «Айка» стала лучшей актрисой
Лучшей актрисой жюри признало Самал Еслямову из фильма «Айка» Сергея Дворцевого – хардкор-драмы о нелегальной мигрантке из Киргизии, пытающейся выжить в бесчеловечной ксенофобской зимней Москве. Режиссер не боится лобовых метафор и не стесняется в средствах и публицистическом пафосе, пуская героиню и зрителя по всем кругам ада, снятого в максимально близком приближении ручной «документальной» камерой. Забеременевшая в результате изнасилования и вынужденная бросить ребенка сразу после родов Айка истекает кровью и безуспешно ищет любую работу, чтобы вернуть, кажется, 20 000 руб. гастарбайтерской мафии, держащей ее и других таких же мигрантов в рабстве и готовой, если что, пустить их на мясо – как куриц на подпольном заводе. Но на страшном пути Айки не находится ни одного человека – ни «системного», ни из народа, – который протянул бы ей руку помощи, а те, кто готов это сделать, непременно требуют что-то взамен. Важность фильма – точнее, его темы и социальной проблематики – бесспорна. Но едва ли не смертный приговор, который Дворцевой выносит обществу, входит в клинч с художественностью картины, которая так и остается на уровне ползучего реализма, не дотягивает до не требующей доказательств аллегории и потому с какого-то момента начинает вызывать не только ужас, но и, увы, недоверие.
Канны
