Две московские выставки сделаны в жанре философского театра

В Московском музее современного искусства начался «третий акт» проекта «Генеральная репетиция», а в Царицыне открылась выставка «Гипноз пространства. Воображаемая архитектура»
Животные Джеффа Кунса (работа «Друг на друге») разлеглись на выставке «Генеральная репетиция»
Животные Джеффа Кунса (работа «Друг на друге») разлеглись на выставке «Генеральная репетиция» / Максим Стулов / Ведомости

По странному совпадению две новые нестандартные выставки оказались еще и заключительными частями трилогий. «Ничьё» поэта Марии Степановой стала «третьим актом» проекта «Генеральная репетиция», запущенного фондом V-A-C в Московском музее современного искусства. Выставка «Гипноз пространства. Воображаемая архитектура. Путь из древности в сегодня» создана куратором и историком искусства Сергеем Хачатуровым в Царицыне и продолжает спецпроект «Роман готического вкуса», начатый выставками «Ожившая пьеса императрицы» и «Призрак-рыцарь». Обе «третьих части» работают с разными жанрами и форматами, свободно перемещаются между временами и в итоге чуть раздвигают границы музея.

Опера для архитектора

Проект Хачатурова прежде всего исследует феномен бумажной архитектуры XVII–XVIII вв. В залах Царицына удалось собрать обширный материал из графической коллекции самого музея и частных собраний – проекты театральных декораций, иллюминаций и праздников, гравюры и даже предметы масонских ритуалов. Нам показывают, что на самом деле стоит за порожденной эпохой барокко концепцией «мира как здания» и «мира как театра».

В прологе – офорт архитектора и археолога XVIII в. Джованни Баттисты Пиранези «Марсово поле в античные времена». На месте римских развалин Пиранези восстанавливает фантастически сложные постройки. В этом – драма и открытие барокко и Просвещения: там, где художники Возрождения видели гармонию и целостность, новые эпохи видят запутанные лабиринты. «Мир расшатался», – описывал это состояние шекспировский Гамлет, предвестник барокко.

Фантазийная архитектура, по мысли Хачатурова, помогает понять «логику рождения эмоций в эпоху Просвещения». Нюансы этой логики, правда, остаются не ясны. Чтобы их описать, пришлось бы объяснить, что знакомая нам концепция «сложного внутреннего мира» оформилась только к началу XIX в. Люди барокко и Просвещения, как и в Средние века, определяли внутреннее через внешнее. Только описывая все более сложные мироздания, ставящие человека во все более запутанные ситуации, можно было усложнять и чувственность.

Создатели выставки избегают этих подробностей, скрывая барокко, романтизм, Просвещение и сентиментализм за словом «древность» в названии выставки. Возможно, это и правильно – художники барокко не любили стройных классификаций, предпочитая им лабиринты. Или декорации.

Куратор действует методом бросков из эпохи в эпоху. Вот сценография Иоганна Освальда Хармса к балету «О встрече и движении семи планет» (XVII в.). Танцуют все – светила, боги, правители, народы. Рядом обнаруживаем эскизы театральных декораций художников начала и середины XX в. – Николая Бенуа и Петра Вильямса. Прыжок во времени сослужил им не очень добрую службу: на фоне вселенского размаха барокко акварельные стилизации прошлого века проигрывают – но контраст познавательный. Труднее оценить произведение современное – «тотальную инсталляцию» Владимира Карташова, отнесенную к жанру кибербарокко. Здесь все же хочется протестовать: неужели в наше время «кибер» – это стоящие на полу подрамники, а барокко – грубо нарисованные детали одежды персонажей компьютерной игры, позаимствованные из разных веков?

Впрочем, действительно сложного и современного представлено предостаточно: феерические графические архитектурные стилизации Александра Бродского и Ильи Уткина, гигантская видеоинсталляция Василия Сумина по гравюрам XVIII в. и многое другое. Все эти работы распределены между типичными локациями барочно-романтического универсума: парк, темница, храм, праздник. Эффектную точку ставит погружение в созданный художником Степаном Лукьяновым мир «Сверлийцев». Этот более барочный, чем классическое барокко, «оперный сериал» поставил в электротеатре «Станиславский» один из главных мифотворцев современности – Борис Юхананов. Путешествие по воображаемым мирам не стало обещанным в названии выставки «путем» (по крайней мере, если путь – это эволюция), но, как и стремились архитекторы XVIII в., родило множество аффектов.

Драма для художника

«Генеральная репетиция» – проект фонда V-A-C, задействующий работы современных художников из коллекций трех институций: V-A-C, Московского музея современного искусства и фонда Kadist. За три месяца экспозиция менялась трижды, обретая нового куратора. «Третий акт» создавала поэт и критик Мария Степанова. Ее предшественник – философ Армен Аванесян иллюстрировал с помощью искусства положения своей «метафизики будущего». На стене – философское положение, в зале – произведения, работающие с той же проблематикой.

Степанова пошла более сложным путем. Она не столько интерпретирует произведения, сколько размышляет над границами и механиками музея. Ход сам по себе не нов (ведь и знаменитый писсуар Дюшана – об этом), нов этический нерв, направляющий мысль.

Среди работ художников Мария Степанова разместила собственные «вещи-подкидыши». Предметы одежды, ширма, сменная клавиатура для пишущей машинки, незаконченное вязанье – зачем все это? Чтобы пригласить нас в пространство, в котором музейная иллюзия вечности исчезает и каждая вещь начинает говорить о собственной смертности и смертности всего, что она помнит. Иерархии и людей, и вещей отменяются, остается только драма борьбы с распадом.

Куратор как бы производит обратную трансформацию, превращая произведения искусства в смертные вещи, возвращая им их материальную природу. Мы видим не только лицевые, но и обратные стороны картин со всеми отметками, которые оставила на них жизнь, – и понимаем, что они тоже стареют.

Равенство вещей открывает новые возможности – теперь все рифмуется со всем. Прозрачная манишка начала XX в., подброшенная в компанию объекту «Ежегодная лампа» Алигьеро Боэтти, «разговаривает» с ней о природе света и взгляда. Свет ощутимее, когда мы только ждем, что лампа загорится, одежда заметней, когда прозрачна.

Там, где равенство, нет иерархий, но есть списки. И в экспозиции появляется список вещей, изъятых у Даниила Хармса при аресте. Список вещей, «оставшихся от художника Питера Ластмана, умершего в Амстердаме 4 апреля 1633 г.». Факт обрыва жизни проявляет поле живого единства, в котором еще недавно пребывали «три платка кружевных», «один платок грязный», «старый кушак» и др. А вот список вещей «Степановой Маши, 10 лет, отряд №...», наклеенный на внутреннюю сторону крышки чемодана. Маша Степанова благополучно пережила пионерский лагерь – но пустота открытого чемодана очень доступно объясняет нам, что той 10-летней девочки уже нет так же непоправимо, как Питера Ластмана.

Равенство смертных дарит Степановой не только пафос, но и юмор и поэтическую бесцеремонность. «Ослепленный Спенсер» Дагласа Гордона смотрит пустыми глазницами на кабинки, в каждой из которых – по женскому портрету («Ия Саввина» Георгия Петрусова, «Девушка на фоне камина» Амедео Модильяни, «Вампирша» Урса Фишера и Мамышев-Монро в образе Валентины Матвиенко). Обыгрывается тема купленной интимности (ведь посетитель платит за время, проведенное с шедевром). Но любовь, как известно, продажной не бывает, можно заплатить за звездный статус произведения, но по-настоящему не увидеть его.

Хорошо, что «Репетиция» заканчивается именно таким третьим актом. Фонд V-A-C репетирует свой будущий музей, который может возникнуть в здании ГЭС-2. В это будущее стоит взять заданную выставкой этическую модель музея, работающего с «лучшим и вечным» не ради статусов, а из любви к обычному, сиюминутному, преходящему.

«Генеральная репетиция», Московский музей современного искусства на Петровке, до 16 сентября;

«Гипноз пространства. Воображаемая архитектура. Путь из древности в сегодня», Царицыно, Большой дворец, до 23 сентября