Что показали на 2-м каннском фестивале сериалов

Российская «Эпидемия» не получила призов Canneseries, но стала заметным событием
Российскую «Эпидемию» жюри оставило без призов/ Expocontent LLC

Сanneseries впервые проводился в апреле 2018 г., нынешний выпуск называют здесь «Эпизод 2». Уже понятно, что за ним последуют «Эпизод 3», «Эпизод 4» и т. д. И скорее всего, как и первые два, они будут запараллелены с рынком телевизионного и цифрового контента MIPTV. Симбиоз рынка и фестиваля – один из главных козырей больших Каннов (т. е. Каннского кинофестиваля), и понятно, что Канны малые, телевизионные, будут стремиться к тому же.

Впрочем, в способах и иерархии рассказа историй с экрана происходят такие мощные сдвиги, что подчиненное, второстепенное положение телевизионной драмы по отношению к кино уже совершенно неочевидно.

Не только на английском

О золотом веке сериалов заговорили давно. То, что телевизионная драма стала активно рекрутировать из кино лучшие силы, – реальность последних лет. И драматургам, и режиссерам, и актерам интересно рассказывать длинные истории со свободным дыханием, сложными характерами и неожиданными поворотами сюжета.

«Сериалы менее предсказуемы, чем фильмы, – говорит председатель жюри нынешнего года, швейцарский режиссер и продюсер Баран бо Одар. – Я не любитель фантастики и драконов, но «Игра престолов» грандиозна именно с точки зрения способа рассказа истории. И сцена битвы из прошлого сезона не менее масштабна и мощна, чем битвы в киновселенной Marvel».

Сериалы все чаще сравнивают с романами – недаром в составе жюри фестиваля был заявлен писатель Стивен Фрай, который, впрочем, в Каннах так и не появился.

Понятно, что всерьез конкурировать по пафосу (в хорошем смысле этого слова), звездности и раскрученности с Каннским кинофестивалем пока бессмысленно, поэтому Canneseries избрал другой стиль, как бы слегка пародийный. Розовая дорожка вместо красной, скрученная из проволоки пальма вместо золотой, весьма относительный дресс-код на гала-премьерах (организаторы определяют его как «креативный шик») и общий демократизм: в отличие от кинофестиваля, доступного только для профессионалов, этот открыт для публики, причем билеты бесплатные – достаточно успеть оставить заявку на сайте.

«Эпизод 2» включил в конкурс 10 проектов (как правило, показывали две первые серии) из Германии, России, Японии, Норвегии, Бельгии, Великобритании, Испании, Израиля. От Германии и Бельгии было отобрано по два названия. Американские (отличные, кстати) сериалы в программе тоже были, но шли вне конкурса. Акцент на том, что, да, американцы лучшие в этом деле, но посмотрите, сколько всего интересного происходит в телевизионной драме за пределами США, считывался отчетливо.

Эпидемический порог

Россия была представлена «Эпидемией» – и это уже третий раз подряд, когда в международные фестивали сериалов попадают проекты производства ТНТ от продюсеров Валерия Федоровича и Евгения Никишова. В прошлом году на фестивале Seriesmania, который проходит во французском Лилле за несколько недель до Каннов, участвовала «Обычная женщина» Бориса Хлебникова и Анна Михалкова получила приз за лучшую женскую роль. В этом году там же показали «Идентификацию». И вот в Каннах – «Эпидемия» режиссера Павла Костомарова, в недавнем прошлом блестящего документалиста и оператора, теперь работающего с игровыми форматами.

Сериал снят по мотивам романа Яны Вагнер (автор сценария – Роман Кантор). Это история мужчины (Кирилл Кяро) и его отношений с двумя своими семьями, нынешней и прошлой, в экстремальной ситуации смертоносного вируса, обрушившегося на Москву.

«Эпидемию» хотелось бы назвать антиутопией, но, к сожалению, в ней нет ничего утопичного – это лишь один из возможных вариантов развития событий, показанный с впечатляющим реализмом.

Обычно про такие сюжеты говорят, что они разворачиваются в «недалеком будущем», но в «Эпидемии», совершенно очевидно, Москва сегодняшнего дня с ее ритмом и обитателями. Вот сосед главного героя по коттеджному поселку (Александр Робак) – добродушная физиономия, могучий джип, георгиевская ленточка у лобового стекла, скабрезные шуточки и «можем повторить». Хозяин жизни, ну или, во всяком случае, тот, кто расположился неподалеку от хозяев (фотография с людьми, которые должны произвести впечатление на всякого, стоит у камина). Вот его дочь от первого брака – оторва лет 15, ненавидящая свою мачеху-стриптизершу. Вот креативный видеоблогер, который несет пургу, но является надежным источником новостей, потому что тому, что несут по телевизору, верить уж и вовсе нельзя. Вот «вежливые люди» на улицах города, призванные найти и обезвредить зараженных. Вот мародеры, сбивающиеся в стаи. И постепенно надвигающийся хаос. Люди пытаются жить, как они жили, это становится невозможным, но жить по-другому верхний средний класс не умеет. Мы не знаем, как поведут себя герои в следующих сериях, и за этим будет очень интересно следить. Переплетение семейной и социальной драмы, маленькая, частная история, разворачивающаяся на фоне большой, – все то, за что мы любим настоящее кино и уже полюбили настоящие сериалы, – сполна представлено в «Эпидемии».

Главные женские роли сыграли Виктория Исакова и Марьяна Спивак. Обе актрисы уже имеют каннский опыт: Исакова приезжала на кинофестиваль с фильмом Кирилла Серебренникова «Ученик» (он был участником программы «Особый взгляд»), а Спивак – с «Нелюбовью» Андрея Звягинцева, ставшей одним из лауреатов основного конкурса. И то, что серьезные, далекие от «мыла» актеры теперь охотно снимаются в сериалах, – еще одна тенденция, зафиксированная Canneseries.

«Эпидемию» показывали в Каннах на утреннем, 11-часовом, сеансе. Несмотря на это, зал был полон, и с первых же кадров возникла атмосфера, по которой было понятно: происходящее захватило публику. Хлопали долго – даже по каннским меркам (здесь вообще очень доброжелательный зал). И все это вселяло надежду на награду. Но расклад оказался иным.

Жизнь в розовом цвете

Ох, недаром цвет ковра на дорожке розовый – в тренд #metoo, женской солидарности и торжествующего феминизма он вписался отлично. В жюри было шесть человек: Баран бо Одар, Стивен Фрай, композитор Роб и три красавицы-актрисы – канадка Катрин Винник, итальянка Мириам Леоне и француженка британского происхождения, звезда популярного сейчас сериала «Половое воспитание», Эмма Маккей. Но Фрай не приехал, и три прекрасные амазонки взяли верх, наградив отличный, но очень женский сериал – испанскую «Совершенную жизнь» – про зануду, ее старшую сестру-лесбиянку и их подругу: каждая героиня переживает непростой момент в своей далекой от совершенства жизни. Все три актрисы получили также приз за лучшую женскую роль. Лучшим актером-мужчиной назван Решеф Леви – исполнитель заглавной роли в израильской трагикомедии «Нехама». Он играет бывшего стендап-комика, отца пятерых детей, который, чтобы обеспечить семью, вынужден оставить любимое занятие и работать менеджером в компьютерной фирме. Герой мечтает вернуться на сцену, но камбэк оказывается куда более драматичным, чем можно было себе представить.

Приз за лучший сценарий у бельгийской судебной драмы «12» – вариации знаменитого сюжета из фильма Сидни Люмета. Лучшая музыка – у немецкого сериала «Баухаус. Новая эра». Создателя берлинского баухауса – архитектора Мартина Гропиуса играет Аугуст Диль, которого все помнят как знатока акцентов из «Бесславных ублюдков» Тарантино. Это единственный исторический проект из представленных в конкурсе и, несмотря на романтическую составляющую, более просветительский, чем эмоциональный.

Из резонансных премьер фестиваля без награды, помимо «Эпидемии», остались японский «Джуничи» (медитативный сериал о том, как в жизни женщин, претерпевающих кризис, мистическим образом появляется некий юноша), один из создателей которого – обладатель «Золотой пальмовой ветви» прошлого года Хирокадзу Кореэда, норвежский «Магнус» (современный детектив, замешенный на национальной мифологии) и выходящий на Netflix молодежный проект «Как продать наркотики в интернете (быстро)», причудливым образом рифмующийся с «Социальной сетью» Дэвида Финчера.

Как бы то ни было, расклад, когда большая часть конкурса достойна награды, а распределение призов превращается в большую и азартную лотерею, хорош. Если вдруг что-то не засбоит, «Эпизод-3» должен стать захватывающим.

Канны