Франция после пожара

Пожар в Нотр-Дам-де-Пари не только показал способность французов к единению, но и высветил целый ряд национальных проблем
Кровля и шпиль обрушились, каменные стены устояли/ AFP

Ужас, растерянность, бессилие и, наконец, надежда – вечером 15 апреля Франция пережила целую гамму чувств перед видом собора Парижской Богоматери в огне. Парижане и туристы заполнили улицы вокруг острова Сите. Кабинеты министерств, штаб-квартир и культурных центров на время стали театральными ложами. Остальная часть страны замерла перед экранами. Чувство тревоги вмиг охватило миллионы людей, ведь Нотр-Дам в огне – это буквально «Родина в опасности!». Ни один другой монумент не объединяет французов так, как эта церковь. Ни Эйфелева башня, ни Елисейские Поля не обладают такой символической мощью. Они представляют лишь Париж – романтический, коммерческий, административный. А Нотр-Дам – это вся Франция. Именно на его фоне выступал Шарль де Голль в едва освобожденном Париже 24 августа 1944 г., вопреки советам сотрудников безопасности.

Вечером понедельника остров Сите стал сценой, и драма могла обратиться в трагедию, если бы не точные и скоординированные действия парижских пожарных бригад, которым удалось сначала локализовать, а к 10 утра вторника полностью нейтрализовать огонь. Но когда в 8 вечера в понедельник обрушился шпиль, превратившийся к тому моменту в черный скелет, многие почувствовали боль непоправимого.

Архитектурные шедевры в дереве и камне можно воспроизвести с большой точностью. И это будет, без сомнения, сделано. Но часть камней, которые пережили Столетнюю войну, революцию и оккупацию, утрачена. «Мы восстановим Нотр-Дам, – говорит в интервью Radio France историк искусства Александр Годи, – но в каком-то смысле он исчез навсегда».

В контексте политического кризиса, вызванного движением «желтых жилетов», пожар в Нотр-Даме стал коротким моментом национального единения. Президент Эмманюэль Макрон прерывает национальные дебаты и спешит к месту трагедии вместе с премьер-министром, министром внутренних дел и президентом Национальной ассамблеи. Впервые за долгие месяцы слова президента вызывают единодушную поддержку: «В этот вечер я с болью смотрю, как сгорает частица нас».

Как это было

Пожар в соборе Парижской Богоматери начался вечером 15 апреля. Здание было охвачено пламенем в течение девяти часов: только в 3 часа ночи по парижскому времени представитель французской пожарной службы сообщил, что с огнем удалось справиться. В операции участвовало около 400 пожарных, один из них получил серьезные травмы. Удалось спасти конструкцию собора и две башни. Сотрудники и посетители были эвакуированы.

Главные реликвии собора – терновый венец Иисуса Христа, часть креста, на котором он был распят, а также туника короля Людовика Святого были вынесены из здания в начале пожара. Сейчас они находятся в мэрии Парижа, сказал агентству FranceInter министр культуры Франции Франк Ристер.
Экстренные службы не стали задействовать для тушения собора авиатехнику, опасаясь обрушения его каркаса и башен. Самолеты, находящиеся в распоряжении управления гражданской безопасности, приспособлены для тушения крупных лесных пожаров. Их использование было бы опасно как для конструкций самого собора, так и для жизни пожарных, пишет журнал L’Obs со ссылкой на специальный доклад французского сената.
В результате пожара обрушилась большая часть кровли собора, внутренние деревянные перекрытия XII в. и шпиль, установленный на соборе при реставрации в XIX в. На вершине шпиля находилась фигура петуха, внутри которой хранилась часть тернового венца и частички мощей святого Дионисия и святой Женевьевы. Пока остается неясным, насколько серьезный ущерб был нанесен другим частям собора, передает L’Obs. В частности, пожар затронул алтарную часть, три главных портала, витражные окна-розы и орган.
По словам представителя собора Андре Фино, огонь начал распространяться на чердаке. CNews со ссылкой на пожарных уточняло, что возгорание может быть связано с реставрационными работами. По факту пожара открыто расследование по статье о неумышленном причинении ущерба, передавало агентство Reuters. 

Но полемика начинается уже на следующее утро. «Всего этого можно было избежать», – утверждает в интервью радио France Info Дидье Рикнер, главный редактор журнала La Tribune de l’Art. Многие искусствоведы и историки указывают, что беды бы не случилось, если бы приоритетом было финансирование реконструкции исторических памятников и соблюдение норм пожарной безопасности, а не сокращение расходов. Противопожарным нормам не соответствует состояние большинства парижских церквей. Об этом свидетельствует пожар еще в одной знаменитой церкви – Сан-Сюльпис – в конце марта. Реконструкционные бюджеты национальных памятников сокращаются. Рикнер рассказывает, как сам фотографировал розетки в церкви Мадлен, чтобы послать их мэру Парижа Анн Идальго.

Строже всех оказался Жан-Мишель Ленио, президент научного совета Национального конгресса архитектурного достояния, в прошлом директор знаменитой реставрационной школы Шартра: «Этот пожар показывает наше ничтожество и слабость».

Ущерб от пожара, т. е. пока только стоимость статуй святых, шпиля и 2000 брусков старинного камня, журналист Франсуа Ленгле из RTL оценивает в 150 млн евро.

В то же время реставрационные работы позволили спасти 16 статуй, находившихся на крыше собора более 150 лет. Они были демонтированы и отправлены на реставрацию на прошлой неделе, сообщала Le Monde.

Большинство экспертов считают, что на реконструкцию потребуется много времени. «Восстановление собора может занять 15–20 лет», – цитирует Le Parisien Патрика Палема, бывшего генерального директора и действующего советника французской компании Socra, которой поручена реставрация 16 статуй, украшавших крышу собора. По его словам, это обойдется в «несколько сотен миллионов евро». По другим оценкам, бюджет реконструкции может достичь 1 млрд евро.

Сразу после пожара президент Макрон объявил общенациональный сбор средств на восстановление собора. В ту же ночь выстроилась целая очередь из высокопоставленных меценатов. Как сообщает Le Monde, семья владельца LVMH (LVMH Moët Hennessy Louis Vuitton) и супермаркетов Carrefour Бернара Арно сразу объявила о том, что переводит 200 млн евро на восстановление собора. Семья коллекционера и предпринимателя Франсуа Пино, которой принадлежат компании Artemis (владеет аукционным домом Christie’s) и Kering (владеет брендами Gucci, Yves Saint Laurent и др.), выделила 100 млн евро. Совсем не мало, даже если учесть, что это 1/350 личного состояния Пино, а согласно расследованию ресурса Mediapart от 19 марта 2018 г., ущерб национальному бюджету от его налоговых схем составляет 2,5 млрд евро.

Мэрия Парижа выделила 50 млн евро, и еще 10 млн евро – регион Иль-де-Франс. Зарубежные, особенно американские, благотворители, в том числе French Heritage Society, также объявили сбор средств на различных электронных платформах.

Щедрость со стороны миллиардеров выглядит не так однозначно, если вспомнить, что они выводят свои личные состояния, а часто и операции своих компаний за рубеж, в то время как президент Макрон дает им все новые налоговые льготы. Поэтому такой демонстративный патриотизм вызывает во Франции гнев у всех, кто считает, что государству не нужна милость отдельных частных лиц, но оно должно лучше выполнять свои прямые обязанности, в том числе сохранять культурное наследие за счет налогов граждан.

Кто готов оплатить восстановление собора Парижской Богоматери

По сводкам Le Monde о сборе средств можно узнать, кто же сегодня самые богатые и влиятельные люди в стране. Семья Беттанкур, владеющая маркой L’Oreal, вслед за Арно жертвует 200 млн евро. Общая сумма пожертвований уже на следующий день после пожара составляет 700 млн евро, сообщает Le Figaro.

Между тем уличный продавец сувениров Аям в интервью бульварной газете 20 Minutes рассказывает, что все, на чем изображен Нотр-Дам, сегодня отлично раскупается – ведь собор уже никогда не будет прежним.

Париж

В подготовке статьи участвовала Варвара Подругина