Зачем «Край света» переехал в Калининград

Завоевав успех на восточной границе, международный кинофестиваль переместился на западную
Денис Кичатов / Пресс-служба кинофестиваля

Международный кинофестиваль «Край света», рожденный восемь лет назад в Южно-Сахалинске, стараниями генерального продюсера Алексея Аграновича и его команды приобрел серьезную репутацию в российской киноиндустрии и стал ключевым событием сахалинской жизни. Так что его превращение в бренд с последующей культурной экспансией не должно удивлять. Закрепившись на восточной оконечности родины, фестиваль начал наступление с противоположной стороны и вошел в Калининград, дополнив название – «Край света. Запад». Так что теперь мы имеем дело с нестандартной моделью «фестивальной дилогии».

Калининградская область, расположенная на самом краю страны, тоже отделена от большой российской земли – только не внутренними морскими водами, как Сахалин, а территориями сопредельных государств, бывших советских республик. Географическая рифма словно бы напрашивалась, но ментальные отличия нового западного порта приписки «Края света» от прежнего восточного делали идею слепой фестивальной копии непродуктивной, и она в здешнем воздухе даже не витала.

Что такое «Игродок»

Калининград – город смешанных кровей и противоречивых чувств. Древние немецкие корни тут сплетены с прочными советскими традициями. Над невысокой общегородской застройкой возвышаются гиганты новодела и социалистического недостроя – храм Христа Спасителя и Дом советов, зияющий пустыми глазницами в центре города и помещенный в условном графическом виде на фестивальный логотип. Наконец, всемирная слава Иммануила Канта, надежного кормильца местной сувенирной продукции, не мешает юным горожанам ночью вывести краской на постаменте памятника великому философу «Кант – лох». Не исключаю, что в том числе и это свойство местной жизни, с ее единством противоположностей, побудило кураторов Алексея Медведева и Наталью Пыляеву поставить в Калининграде эксперимент.

Приглашение одного документального фильма в конкурсную игровую программу давно считается хорошим фестивальным тоном, но «Край света. Запад» поступил радикально: свел в конкурсе, получившем название «Игродок», два кинематографических вида на равных. В этом соревновании за сердца зрителей и судей победила документалистика: международное жюри присудило Гран-при «Полуночной помощи» (Мексика – США, режиссер Люк Лоресцен), а приз зрительских симпатий достался «Ложным признаниям» (Дания, режиссер Катрин Филп).

В обоих фильмах-победителях исследуется противоречивая коллизия. «Полуночная помощь» рассказывает о непростых буднях семейного бизнеса в Мехико, где на 9 млн жителей приходится всего 45 карет государственной скорой помощи. Такую цифру достаточной не назовешь, и свято место занимают частники-добровольцы. Их услуги городу необходимы, но их хлеб нелегок: конкуренция высока, полиция придирается к мелочам, пострадавшие норовят не заплатить. Это с одной стороны. А с другой – инициативные медбратья стараются отвезти пострадавших непременно в частный госпиталь, с которым у них явно налажены экономические отношения, и отговаривают от государственных, где, дескать, вечные очереди. Понятно, жить на что-то надо, но порой спасатели чужих жизней, прокладывая маршрут, намеренно пренебрегают соседними госбольницами, и здесь уже налицо конфликт интересов полуночных помощников и их пациентов, потенциально опасный для жизни и здоровья последних.

«Ложные признания» изучают важную юридическую и психологическую проблему самооговора подозреваемых на материале американских уголовных дел. В Штатах, в отличие от многих западных стран, закон разрешает дознавателям оперировать на допросах якобы существующими уликами. Этот инструмент давления в сочетании с другими методами прессинга ломает задержанных, особенно юных, и заставляет их, поставленных в невыносимые условия, признаваться в преступлениях, которых не совершали, обрекая себя на суровый приговор и длительную отсидку.

Куда расти

Другой фестивальный конкурс получил название «Кино на вырост». На Сахалине зрительские интересы юношества «Край света» тоже удовлетворял, но в формате информационного показа, здесь же устроил состязание фильмов и привлек к работе два жюри – из школьников и учителей. У каждого из них были свои фавориты, но в результате консолидированного голосования победило «Необычайное лето с Тэсс» (Нидерланды – Германия, режиссер Стивен Вотерпуд) о том, как круто может изменить жизнь любого пацана встреча с юной фантазеркой а ля Пеппи Длинныйчулок.

«Кино на вырост» – программное название для нового «Края света»: занимаясь здесь и сейчас, по словам генпродюсера Аграновича, «вопросами взросления», фестиваль думает о будущем. Конкретно – о будущем этого города, в котором жить и который развивать нынешним детям и подросткам. В этом смысле «Край света» может стать эффективным инструментом социальной политики, привнести в городскую жизнь новые идеи и обогатить ее новыми интересами. Идея творческих мастерских под руководством столичных кураторов, уже показавшая свою результативность на Сахалине, реализовалась в новом качестве в Калининграде.

В мастерской анимационного кино самые юные под взрослым художественным руководством за неделю занятий сделали трехминутный мультфильм в смешанной технике. Жанр – веселая прогулка по родному городу, где, как утверждает в начале детский голос за кадром, «нет ничего необычного» и где, как следует из самого мультфильма, необычно буквально все. Старшеклассники из мастерской градоустройства выбрали для изучения спальный район Сельма и занялись его проблемами в непосредственном контакте с местными жителями.

Надо сказать, что неигровое кино, победившее в конкурсе, задавало тон и в работе мастерских. Участники мастерской Arzamas отправились в Дом ветеранов и записали там рассказы пожилых калининградцев – личные свидетельства ушедшего века, а кинолаборатория для подростков, вдохновившись эти документами, создала фильм-впечатление.

У старших были свои лаборатории документального кино и документального театра. Предметом интереса они сделали улицу Левитана: ее жители, не избалованные вниманием кинокамер, в привычных для себя обстоятельствах (за рулем автомобиля, за выпивкой в баре, на прогулке во дворе) не постеснялись быть откровенными, делясь соображениями о жизни – своей и вообще. Из этих интервью сложился фильм в формате коллективного портрета, а также спектакль-бродилка, показанный на церемонии закрытия.

Торжественные церемонии, как и все кинопоказы (принципиально бесплатные для горожан), проходили в здании местного драмтеатра. Его афишу украшают названия вроде «Шикарная свадьба», «Любить не прикажешь» и «Два мужа по цене одного», так что серьезным художественным авторитетом это место у горожан не пользуется. Значит, инерцию места предстоит побороть. Войти в город для фестиваля еще не означает взять его. Но начало положено: шесть с половиной тысяч зрителей на показах не самого простого кино – уже немало. Вкупе с заявлением губернатора Антона Алиханова о том, что власти города заинтересованы в круглогодичной работе фестивальных мастерских, это означает, что «Край света. Запад» городом как минимум признан, и продолжение следует.

Калининград