Что Билл Гейтс делает в Африке

Основатель Microsoft доволен, что сменил работу
Билл Гейтс, основатель Microsoft/ Getty Images

Билл Гейтс не всегда был щедрым. «Проблема с Биллом в том, что он хочет оставить себе 10 центов от каждого доллара, попавшего ему в руки», – иронизировал Стив Джобс.

До 40 лет Гейтс отдавал все силы Microsoft. Но в конце XX в., когда компания доминировала на рынке, а сам Гейтс стал богатейшим человеком мира (он возглавлял список Forbes с 1995 по 2007 г.), приоритеты стали меняться. Его привлекла благотворительность. «Как-то я за год пожертвовал $16 млрд, похоже, это было в 2000 г., может быть, даже $20 млрд», – рассказывал он FT со странноватой, правда, для него неконкретностью.

В июне 2008 г. Гейтс отошел от повседневного управления Microsoft и сконцентрировался на благотворительности. Это оказалось очень сложной сферой, Гейтсу пришлось пережить и горькие поражения, и крах иллюзий.

Как разбогател Гейтс

Гейтс родился в 1955 г. в семье юриста и первую программу, игру в крестики-нолики, написал в 13 лет. Он сколотил команду из друзей, и как-то летом они заработали $5000 на написании программ. Хобби приносило не только деньги. Когда Гейтс писал ПО для своей школы, сделал так, чтобы в его группе оказались симпатичные девчонки и минимум парней.

Ради программирования Гейтс бросил Гарвард и в 1975 г. основал Microsoft. Настоящий успех пришел через пять лет, когда IBM решила выпустить свой первый персональный компьютер. Для скорости компания не сама разрабатывала ПК, а собирала, как конструктор, из имеющихся на рынке компонентов. Операционную систему тоже решено было самостоятельно не разрабатывать. Но кому ее заказать? Есть версия, что Гейтс обязан взлетом своего стартапа Microsoft именно благотворительности.

Традиции благотворительности в семье Гейтс имеют давние корни. Его отец был известным филантропом и боролся за введение в штате Вермонт налога на роскошь. Мать входила в совет благотворительной организации United Way of America, членом которого был и председатель совета директоров IBM Джон Опель. Газета The New York Times уверяла, что Опель рассказал о Мэри Гейтс другим топ-менеджерам, а через несколько недель IBM заключила контракт с Microsoft.

Та продала ей операционную систему PC-DOS (позже – MS-DOS). Это не разработка Microsoft: ради IBM Гейтс выкупил права на ОС, разработанную другой компанией, и адаптировал ее под компьютер IBM. Он дальновидно настоял, чтобы авторские права остались у Microsoft. Компьютеры с открытой архитектурой, придуманные IBM, стали популярны по всему миру. Другие компании принялись создавать их клоны, Microsoft стала основным поставщиком ОС для них.

Управление в MS-DOS шло без привычных окон и мыши. Нужно было печатать команды от руки. Первая Windows вышла в 1985 г. До этого оконный интерфейс вывел на рынок персональных компьютеров Стив Джобс. Правда, он тоже не придумал окна, а подсмотрел в лаборатории Xerox. Как бы то ни было, операционных систем и было, и сейчас есть немало. А лидером рынка смогла стать только Microsoft Гейтса.

Сюрприз для Гейтса

С Мелиндой Гейтс познакомился в 1987 г., а поженились они 1 января 1994 г., когда ему было 38 лет. Еще до свадьбы они договорились, что станут много заниматься филантропией. Мелинда считает, что интерес к благотворительности у нее с детства благодаря католической церкви. В 2000 г. был основан Фонд Билла и Мелинды Гейтс, который считается крупнейшим в США – с эндаументом около $50 млрд. В год он раздает грантов примерно на $5 млрд.

В год основания Гейтс сделал пожертвование в $5 млрд. Второе по размеру пожертвование на благотворительность в нашем веке он сделал в 2017 г. – $4,6 млрд, подсчитал журнал Fortune по материалам SEC (Гейтс вносил не деньги, а акции Microsoft).

Первые шесть лет фондом в одиночку управляла Мелинда, утверждал Business Insider. Главная страсть Гейтса, если не считать работы, – бридж: «Все, что для него нужно, – колода карт <...> я не отказываю себе в дорогих вещах. Просто так вышло, что у меня нет дорогостоящих хобби», – рассказывал он FT.

Кстати, его партнер по бриджу – Уоррен Баффетт.

Деньги, не потраченные на хобби, Гейтс пустил на благотворительность. Она стала еще одной его страстью, а потом и работой. Журналистка The Daily Telegraph в 2016 г. три месяца сопровождала Гейтса. За это время он пересек мир вдоль и поперек, обедал с вождем зулусов, консультировал президента Эфиопии по раздаче продовольствия голодающим, беседовал с обычными людьми и встречался с премьер-министром Италии Маттео Ренци в аэропорту. День Гейтса разбит на пятиминутные отрезки. Каждое мероприятие распланировано буквально до секунд.

Правда, он сова и, если чем-то увлекается, часто засиживается допоздна. При этом не выпадает из дневного графика. Только жена ворчит, что он снова себя не бережет.

Поначалу Гейтс поставил себе целью улучшить положение дел в здравоохранении в мировом масштабе и в образовании в США. С тех пор сфера его благотворительности расширилась. Появились программы в сельском хозяйстве, проекты, решающие проблему доступа малообеспеченных к финансовым услугам, и др., а образование фонд решил поддерживать уже во всем мире. Но Гейтсу пришлось заниматься и тем, чем он поначалу совсем не планировал.

Африка – это очень важно

«10 лет назад мы были довольно наивны. Мы надеялись, что, если инвестировать в новые технологии и развивать их, мир будет в восторге и найдет способы их внедрить», – поделился Гейтс в недавнем интервью FT. На деле все оказалось по-другому.

Миллиардер много инвестирует в борьбу с инфекциями, в частности ВИЧ, и разработку новых вакцин. Но внедряют в мире их не такими темпами, как хотелось бы.

Мешают, например, предрассудки в обществе. The Daily Telegraph рассказывает о разговоре Гейтса с тремя девушками, у которых была большая вероятность заразиться ВИЧ из-за частого секса с разными мужчинами. Таблетки, снижающие риск заражения, принимала только одна. Вторая не понимала, что находится в зоне риска. Третья боялась – вдруг знакомые, если узнают, решат, что она уже больна. И Гейтс понял, что ему придется работать и с общественным мнением. Но не только.

Ему пришлось заняться и логистикой, и джиаром, добиваясь реальных действий от неповоротливых чиновников, и еще многим – все для того, чтобы финансируемые им разработки начали применять, рассказал он FT. В пример он приводил Нигерию, где его фонд борется с полиомиелитом: «Мы следим за системой дистрибуции, логистическими цепочками, разными показателями. К нам стекаются самые свежие данные. Несколько раз в год я провожу видеосовещание с губернаторами штатов Нигерии. У нас создана система суперпланирования».

Прошлой осенью фонд выпустил очередной ежегодный отчет. В нем есть графики, демонстрирующие прогресс в достижении таких животрепещущих целей устойчивого развития ООН, как ликвидация нищеты, здоровье, качественное образование. Гейтс считает, что пользу наглядных материалов трудно переоценить. Они помогают мобилизовать на борьбу меценатов, политиков и людей, влияющих на общественное мнение. Как отмечает FT, упор в его проекте делается на сотрудничестве с этими людьми и комплиментарной информации об их помощи фонду, чтобы они и в дальнейшем помогли добиться лучших результатов.

«Важно сообщать о прогрессе. Людей мотивирует успех. Тот факт, что всего за 20 лет удалось вдвое снизить детскую смертность в мире, восхищает людей и побуждает думать, чего еще можно добиться <...> Для лидера нелегко отдать приоритет вложениям, отдача от которых не мгновенна. Мало кто выигрывал выборы благодаря тому, что улучшилось положение дел с вакцинацией, хотя отработанная система вакцинации лежит в основе здорового, продуктивного общества, – рассуждал Гейтс на страницах FT. – Я взял на себя смелость решить, что здравоохранение и образование важны, и сделать их своими приоритетами. Это обязывает методично отслеживать прогресс и вносить изменения, когда данные свидетельствуют, что цель не становится ближе».

Особое внимание Гейтс уделяет Африке: «Мир продемонстрировал оглушительный прогресс в борьбе с бедностью за последние 30 лет. Если взглянуть на проблему хоть с точки зрения качества жизни бедняков, хоть с точки зрения благоденствия в глобальном масштабе <...> крайне важно происходящее к югу от Сахары». Население Африки должно удвоиться к 2050 г.

Гейтс поначалу сосредоточил бразды правления в штаб-квартире фонда в Сиэтле. Количество ее сотрудников уже перевалило за 1500 человек. Но теперь он дает больше самостоятельности региональным отделениям и увеличивает их штат, в том числе в Африке.

Где Гейтс не смог

Если бы не траты на благотворительность, Гейтс был бы самым богатым человеком на планете. Но и сейчас грех жаловаться – он уступает только Джеффу Безосу. В середине апреля 2019 г. из-за скачка котировок Microsoft состояние Гейтса пробило $100 млрд (прежде эту планку он брал на короткое время в 1999 г. на волне доткомов; правда, с учетом инфляции сегодня это было бы $150 млрд). Занимаясь благотворительностью, он фокусируется не на размере пожертвований, а на эффективности.

GiveWell (НКО; оценивает эффективность благотворительных организаций) обнаружила, что неэффективная благотворительность скорее норма, нежели исключение. Гейтс вполне в этом убедился. Интернет-издание Vox собрало данные о благотворительных проектах в сфере образования в США по состоянию на 2017 г. Речь шла не о целевых грантах на обучение бедных или самых умных, а о попытках сделать эффективнее всю систему образования США – чем и занимается, в частности, Гейтс. В проекты, рассчитанные на долгие годы, было вложено $575 млн. Более $200 млн из них пришлось на долю Гейтсов. На успеваемость учащихся это не повлияло никак.

Гейтс и сам признает: «В здравоохранении по всему миру мы видим большую отдачу, нежели рассчитывали. А вот образование приносит пока что разочарование». Сначала Гейтс решил, что в школах со слишком большим количеством учеников уровень образования падает. Он стал развивать небольшие школы – те стали благополучнее, но успеваемость не изменилась. Потом он решил поощрять лучших учителей. Заработок многих педагогов вырос, но в общем и целом в районе эксперимента навыки местных учеников в математике, чтении и письме не улучшились. Затем фонд занялся изменением стандартов обучения, но и эта деятельность пока не приносит желаемых результатов.

Чизбургеры и кола

Куда бы ни приезжал Гейтс и с кем бы ни общался, на столе будет диетическая кола и чизбургеры. «Если вы попадаете на обед к Биллу, вы будете питаться бургерами. Кого-то обязательно отправят за едой в McDonald’s. Вряд ли Мелинда позволит ему такую пищу дома», – рассказывал его коллега The Daily Telegraph.

Как раз кока-колу и пил Гейтс на интервью с FT, рассуждая, что работа в Microsoft и в благотворительном фонде очень похожа: «И там и там суть в том, что умные люди решают проблемы, которые вам кажутся важными». Различие, по словам Гейтса, только в сроках: стратегический просчет с программным обеспечением станет ясен уже через 3–4 года, а просчеты в работе над вакциной – только через 5–10 лет. Он признался The Daily Telegraph, что, занявшись благотворительностью, испытывает благодарность к Microsoft: «Компания подготовила меня к тому, чем я занимаюсь сейчас. Когда-то я наблюдал компьютерную и интернет-революцию, а сейчас точно так же – как снижается детская смертность. Я много работаю и пытаюсь научиться всему, чему смогу, – и все лишь потому, что мне нравится это делать».

Гейтс признает, что раньше был жестким лидером: «Я сильно размягчился со времен Microsoft, когда не верил в выходные и отпуска. Думаю, многое изменило появление семьи. Но я до сих пор увлечен работой и убежден, что главные принципы руководства остались прежними. Я стараюсь четко сформулировать цель, сколотить сильную команду, найти партнеров для решения масштабных задач».

Правда, работающие с ним признают: он легко может стать жестким и выбранить участника совещания.

В разговорах с прессой Гейтс не упускает случая хвалить замечательных сотрудников, с которыми работает. Еще он часто благодарит ученых, медиков, волонтеров за то, что они учат его разбираться в новых сферах, отрываясь от работы ради подробных объяснений. Помогает его учебе и то, что Гейтс не брезглив. В лаборатории по борьбе с ВИЧ он наблюдал, как аспиранты работали с удаленными в ходе операции женскими репродуктивными органами. А на презентации туалета для бедных потрясал банкой с калом, а до этого постил видео, где пил воду, получившуюся после обработки фекалий («Ставлю оценку: восхитительный вкус!»).

У Гейтса есть и личные благотворительные проекты, которыми он занимается отдельно он фонда имени себя и жены. Например, фонд занимается борьбой с широко распространенными инфекциями вроде туберкулеза и малярии. Недавно Гейтс сделал частное пожертвование вне фонда на поиск лекарства от болезни Альцгеймера. Причина – личная заинтересованность, эту болезнь диагностировали у его отца.

«Единственный <...> по-настоящему важный проект [вне фонда] – инновации в области энергетики, чтобы добывать дешевую энергию и предотвратить изменение климата. Так как работа идет с частными компаниями <...> она ведется на личные средства», – объясняет он FT. Но при этом уверяет, что основные силы отдает фонду: «Полный рабочий день до конца моей жизни будет проходить в фонде».

Человек неотделим от работы, считает Гейтс. От троих своих детей он ждет, что они найдут себе дело по душе и не станут жить в праздности. Главной задачей родителей он считает научить самостоятельности, а его отпрыски живут отнюдь не как золотая молодежь. Им достанется немало денег по наследству, но вот мультимиллиардерами они смогут стать разве что самостоятельно. «Большая часть состояния, более 95%, отойдет [нашему благотворительному] фонду, который потратит все эти деньги в течение 20 лет после того, как нас обоих не станет», – говорил Гейтс The DailyTelegraph. Он был одним из инициаторов Giving Pledge, клятвы дарения, – филантропической кампании, призывающей богатых людей пожертвовать более половины состояния на благотворительные цели.