Как в Батуми сделали киношколу поверх границ

Школа молодых кинематографистов СНГ занялась собственным кинопроизводством
Кадр из фильма «Дом на голове Клаузеверца»
Кадр из фильма «Дом на голове Клаузеверца»

На четвертом году жизни Международная школа молодых кинематографистов СНГ «Содружество» в Батуми, созданная продюсером Вячеславом Шмыровым, перешла от теории к практике – занялась собственным кинопроизводством.

Идею сделать безбюджетные микрофильмы за микросроки (два дня на съемки, один – на монтаж) и сложить из них альманах подала режиссер и актриса Наталья Кудряшова – один из спикеров нынешней сессии киношколы (наравне с режиссерами Алексеем Федорченко, Натальей Меркуловой, Алексеем Чуповым и Иваном Твердовским). Пока остальные участники «Содружества» изо дня в день смотрели и обсуждали короткометражные фильмы, собранные программным директором Александрой Жуковой, четверо молодых режиссеров – Дархан Тулегенов, Антон Азаров, Павел Емелин и Валерис Олехно снимали на батумских улицах свое «партизанское» кино с участием молодых грузинских актеров (три новеллы из четырех – на грузинском языке). Альманах, получивший название «Пограничное состояние», был вчерне сложен и показан в день закрытия. После того как новеллы будут доведены режиссерами до ума, «Содружество» займется его фестивальным продвижением.

Молодые авторы «Пограничного состояния» представляли, соответственно, Казахстан, Украину, Россию и Литву. В конкурсных показах принимали участие фильмы их ровесников из Белоруссии, Эстонии, Грузии, Кыргызстана, Узбекистана – и далее почти подряд по списку бывших республик свободных. Без малого тридцать лет назад стало ясно, что великая Русь сплотила их все же не навеки, и «Содружество» как российская кинематографическая инициатива, поддержанная Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ, ставит целью сформировать общее кинематографическое пространство во времена политического размежевания, а то и конфронтации.

Анапский фестиваль «Киношок», осваивающий ту же экс-советскую территорию, два десятилетия питался в основном мифологией славного общего прошлого. Батумская киношкола, напротив, нацелена в будущее и им активно занимается. Помогает начинающим кинематографистам преодолеть разобщенность в мире, где производство арт-кино, в том числе собирание средств на его воплощение, превратилось в международное занятие и осуществляется совокупными усилиями поверх границ.

Естественным образом важной строчкой школьного расписания стали ежедневные подробные обсуждения показанных фильмов, в которые вовлечены все участники, и главные награды также присуждаются общим голосованием.

По его результатам первое место заняло «Путешествие в Париж» (реж. Мария Полякова, Россия), снятое в Колпинской колонии с участием ее воспитанников и воспитателей. Они (плюс всего один профессиональный актер) разыгрывают под подлинными именами историю о непокорном пацане, севшем за неумышленное убийство. Тот собирается выйти по УДО и верит, что у ворот колонии его обязательно встретит мать. «Путешествие», в котором вымышленные ситуации проживаются в реальной среде и ею проверяются, попало также в наградные списки двух параллельно работавших жюри – режиссерского и критического.

Другой такой же тройной триумфатор – занявший второе место в общем зачете «Дом на голове Клаузеверца» (реж. Дмитрий Булгаков, Россия). Притча о клерке, у которого на макушке что выросло, то выросло, выполнена в причудливой технике (игровое кино с анимированным изображением, разложенным на фазы) и заслужила от критиков похвалу за кафкианский взгляд на постсоветскую реальность. Никаких внятных примет этой реальности в фильме нет, ее формула непонятна, но для людей «Содружества» она – самая реальная.