Как в Батуми сделали киношколу поверх границ

Школа молодых кинематографистов СНГ занялась собственным кинопроизводством
Кадр из фильма «Дом на голове Клаузеверца»

На четвертом году жизни Международная школа молодых кинематографистов СНГ «Содружество» в Батуми, созданная продюсером Вячеславом Шмыровым, перешла от теории к практике – занялась собственным кинопроизводством.

Идею сделать безбюджетные микрофильмы за микросроки (два дня на съемки, один – на монтаж) и сложить из них альманах подала режиссер и актриса Наталья Кудряшова – один из спикеров нынешней сессии киношколы (наравне с режиссерами Алексеем Федорченко, Натальей Меркуловой, Алексеем Чуповым и Иваном Твердовским). Пока остальные участники «Содружества» изо дня в день смотрели и обсуждали короткометражные фильмы, собранные программным директором Александрой Жуковой, четверо молодых режиссеров – Дархан Тулегенов, Антон Азаров, Павел Емелин и Валерис Олехно снимали на батумских улицах свое «партизанское» кино с участием молодых грузинских актеров (три новеллы из четырех – на грузинском языке). Альманах, получивший название «Пограничное состояние», был вчерне сложен и показан в день закрытия. После того как новеллы будут доведены режиссерами до ума, «Содружество» займется его фестивальным продвижением.

Молодые авторы «Пограничного состояния» представляли, соответственно, Казахстан, Украину, Россию и Литву. В конкурсных показах принимали участие фильмы их ровесников из Белоруссии, Эстонии, Грузии, Кыргызстана, Узбекистана – и далее почти подряд по списку бывших республик свободных. Без малого тридцать лет назад стало ясно, что великая Русь сплотила их все же не навеки, и «Содружество» как российская кинематографическая инициатива, поддержанная Межгосударственным фондом гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ, ставит целью сформировать общее кинематографическое пространство во времена политического размежевания, а то и конфронтации.

Анапский фестиваль «Киношок», осваивающий ту же экс-советскую территорию, два десятилетия питался в основном мифологией славного общего прошлого. Батумская киношкола, напротив, нацелена в будущее и им активно занимается. Помогает начинающим кинематографистам преодолеть разобщенность в мире, где производство арт-кино, в том числе собирание средств на его воплощение, превратилось в международное занятие и осуществляется совокупными усилиями поверх границ.

Естественным образом важной строчкой школьного расписания стали ежедневные подробные обсуждения показанных фильмов, в которые вовлечены все участники, и главные награды также присуждаются общим голосованием.

По его результатам первое место заняло «Путешествие в Париж» (реж. Мария Полякова, Россия), снятое в Колпинской колонии с участием ее воспитанников и воспитателей. Они (плюс всего один профессиональный актер) разыгрывают под подлинными именами историю о непокорном пацане, севшем за неумышленное убийство. Тот собирается выйти по УДО и верит, что у ворот колонии его обязательно встретит мать. «Путешествие», в котором вымышленные ситуации проживаются в реальной среде и ею проверяются, попало также в наградные списки двух параллельно работавших жюри – режиссерского и критического.

Другой такой же тройной триумфатор – занявший второе место в общем зачете «Дом на голове Клаузеверца» (реж. Дмитрий Булгаков, Россия). Притча о клерке, у которого на макушке что выросло, то выросло, выполнена в причудливой технике (игровое кино с анимированным изображением, разложенным на фазы) и заслужила от критиков похвалу за кафкианский взгляд на постсоветскую реальность. Никаких внятных примет этой реальности в фильме нет, ее формула непонятна, но для людей «Содружества» она – самая реальная.