Какое искусство создает искусственный интеллект

В Эрмитаже открылась выставка «Искусственный интеллект и диалог культур». Под ее казенным названием прячется революционное содержание
Роботы рисуют узоры на основе данных южнокорейского фондового рынка. На заднем плане – «Портреты семьи де Белами», пока что самые успешные произведения, созданные искусственным интеллектом/ RDI.Creative

На выставке, организованной Эрмитажем и Российским фондом прямых инвестиций, представлено всего 14 работ из 12 стран, но провести в залах можно несколько часов: посетителей забрасывают в будущее, которое они видели только в фантастическом кино. Кажется, что, выйдя обратно на Дворцовую площадь через арку Главного штаба, попадешь в 2119 г., люди вокруг будут летать на реактивных ранцах, а японские туристы – фотографироваться на биомеханических протезах. Хотя можно привести и аналогию из прошлого: заглянуть сейчас в Главный штаб – это как посетить в 1874 г. первую выставку импрессионистов на парижском бульваре Капуцинок. То есть увидеть искусство, которого прежде не было. На этот раз оно создано при помощи искусственного интеллекта.

Разумеется, не все работы выглядят прорывом, но это первая в России выставка такого уровня, представляющая направление, о котором публика пока мало что знает.

Не надо его бояться

Уже сегодня Facebook предлагает вам добавить в друзья людей, которых вы могли бы знать, сайты знакомств подсовывают «подходящие партии», а навязчивая реклама на основе ваших недавних поисковых запросов появляется везде. Эти механизмы построены на системе AI-driven Recommendation Engine, рекомендательном сервисе, который управляется искусственным интеллектом. И люди начинают его бояться. Не потому, что искусственный интеллект захватит мир, как в фильме «Терминатор», а потому, что он может стать инструментом полицейского государства.

Куратор выставки Виктория Кондрашова говорит о других перспективах использования новейших технологий: «Искусственный интеллект дает безграничные возможности для многих вещей. Раньше мы разблокировали айфон с помощью пальца, теперь – с помощью лица. Но любые достижения науки – это большой этический вопрос. Хочется надеяться, что государство этим интересуется не только с точки зрения сбора информации о нас, но и для помощи в социальной среде. Мне видятся перспективными два направления: это работа с большим объемом входящей информации, например в сфере клиентского обслуживания. А второе – это биотехнологии: роборуки, экзоскелеты. Это помощь людям с особенностями здоровья, улучшающая их качество жизни, а не просто костыль. Сейчас это очень дорого, но эти сферы не могут не развиваться. А мы хотим этому помочь».

Как это работает

Есть два основных механизма работы с искусственным интеллектом, которые используют художники. Первый – генеративно-состязательная сеть (GAN), созданная исследователем Яном Гудфеллоу в 2014 г. Это комбинация двух нейронных сетей с разным функционалом: одна все время создает максимально разные образцы на основе загруженной в нее информации, а вторая, состязательная, – дискриминатор, который отличает подражательные изображения, созданные первой сетью, от настоящих. Они как художник и критик.

Второй механизм – креативно-состязательная сеть (CAN). Она работает по тому же принципу создания и отбраковки, только дискриминатор пытается соотнести созданные работы с имеющимися в его базе данных стилями и направлениями. Благодаря этому взаимодействию генератор учится создавать работы, которые не совпадают ни с одним из стилей, известных дискриминатору.

Искусственный интеллект как инструмент

Самой эффектной на выставке (судя по количеству упоминаний в инстаграме) стала работа итальянского художника Давиде Квайолы «Летние сады». Он отснял на видео цветы, которые поздним вечером колеблются от порывов ветра. Дальше работать стал не художник, а креативно-состязательная сеть – она преобразует полученную информацию в полотна французских импрессионистов. При этом палитра и движения на видео остаются неизменными: сеть создает поверх исходных данных новую живопись.

На выставке есть три работы российских художников. Одну из самых визуально сложных и нагроможденных сделал Дмитрий Морозов, работающий под псевдонимом ::vtol::. Экспликация к работе «Вычисления низкого давления» настолько мудрена, что проще было обратиться к художнику за пояснениями. «Суть в том, что это звук ветра, – говорит Морозов. – Колокольчики из трубочек обдуваются фенами, которые меняют угол обдува. Трубки не ударяются, у них радиометки на концах. Эти электронные команды генерируют звуки, открывают и закрывают двери – как в старых механических часах с кукушкой. Система мониторит все свои процессы и не повторяется в действиях. А дальше – печатается летопись процесса на языке цифр, от 1 до 12, по количеству труб. Для меня искусственный интеллект не ограничивается нейронными сетями и помимо статистики у него всегда есть право выбора, а результат – это действие». Работа Морозова, конечно, иронична: невероятно сложное – визуально и технически – устройство, по сути, имитирует часы с кукушкой.

Но можно поиграть и с более серьезными вещами. Южнокорейская группа teamVOID и программист Юнгкак Чо показали работу «Создание искусства для фондового рынка». В реальном времени искусственный интеллект анализирует поведение индексов, но выводы делает не экономические, а художественные: роботы-манипуляторы (своеобразные руки) по очереди рисуют произвольную линию на белом листе бумаги при поступлении информации об изменениях. Такие манипуляторы используются на автоматизированном производстве в огромном количестве стран, а также в медицине (в том числе и в России): робот-хирург da Vinci проводит операции точнее человека и с гораздо меньшим поражением тканей.

Две художницы из Саудовской Аравии показали идентичные по высказыванию работы – или скорее взаимодополняющие (странно, что при этом они в разных залах). Лулуа Аль-Хомуд использовала искусственный интеллект для создания абстрактного языкового кода, похожего на арабскую вязь. Даниа Аль-Салех исследовала фонему: в инсталляции каждый звук превращен в визуальный образ. В обоих случаях получились черно-белые композиции – одна строгая, другая экспрессивная.

А самой энергозатратной стала видеоинсталляция Сунь Сюня «Шпион времени». Сотни студентов под руководством художника изготовили 100 000 гравюр по дереву с традиционными для Китая образами. Все эти работы оцифровали и загрузили в сеть. Дальше искусственный интеллект на свое усмотрение заставил картинки двигаться, создав захватывающий фильм в 3D-формате.

Искусственный интеллект как соавтор

На выставке все шевелится, меняется и звучит. Кроме пяти работ французской группы Obvious, просто напечатанных на холсте: три из серии «Портреты семьи де Белами» в золотых барочных рамах и две – в обычных черных рамах с белым паспарту из серии «Странники укиё». Но именно эти «неэффектные» картины – самые сильные и концептуальные. Это те изображения, которые дискриминатор из состязательной сети не смог опознать как поддельные. Они выглядят пугающе и напоминают ар брют, как будто придуманы сознанием больным – или совершенно нечеловеческим (и это завораживает, даже если не знать, что над ними поработал искусственный интеллект).

Известность коллективу принес «Портрет Эдмона де Белами», проданный на аукционе Christie’s за $432 500. Это первая работа, созданная искусственным интеллектом, которая попала на художественный аукцион. Можно говорить о революции: «Портрет Эдмона де Белами» сегодня такая же этапная вещь, какими в свое время стали «Черный квадрат» Малевича или «Фонтан» Марселя Дюшана, первый реди-мейд в истории искусства.

Принципиальное отличие Obvious от остальных представленных на выставке художников в том, что они воспринимают искусственный интеллект не как инструмент, а как маленького соавтора, подмастерье, которого обучают. «Мы решили идентифицировать себя как художников, хотя у нас и нет художественного бэкграунда, – говорят участники группы. – Потому что в наших работах большая часть создается все-таки человеком. Нужно придумать алгоритм, иметь сильное высказывание. Огромное количество фантастики построено вокруг страшного искусственного интеллекта – и мы против этого боремся. Говорим: ребята, посмотрите, на что сейчас способен искусственный интеллект. У него нет собственных устремлений, поэтому он не опасен».

Инсталляция Марио Клингемана «Воспоминания прохожих» – тоже галерея портретов, созданных искусственным интеллектом, только здесь они генерируются в режиме реального времени, а художник подчеркивает, что искусственный интеллект для него лишь инструмент, работающий в рамках заданных эстетических предпочтений и для наглядности помещенный в деревянную тумбочку.

На этой выставке очень остро ощущается момент, в котором мы находимся. Ведь прекрасного технологического будущего хочется уже сейчас: чтобы роботы оперировали людей с неизлечимыми заболеваниями, полицейских заменили неподкупные машины, не способные подбросить наркотики, умные чипы в деньгах помогали бороться с коррупцией.

А дома нас встречал бы искусственный интеллект, замаскированный под кота.

До 7 июля

Санкт-Петербург