Царское это дело

Почему члены королевских семей стремятся работать
Daniel LEAL-OLIVAS / AFP

Сколько работают

Обывательские представления о том, что члены королевских семей ничего особо не делают и только «купаются в роскоши», имеют, конечно, мало общего с действительностью.

Во-первых, делают. О продолжительности рабочего времени, например, членов семьи Виндзоров дают представление данные, обнародованные 27 января пресс-службой Букингемского дворца. Больше всех других родственников королевы Елизаветы II делами в 2020 г. была занята ее дочь принцесса Анна – она отработала 145 дней, проведя 148 мероприятий и встреч. Следующий за ней по занятости – принц Чарльз, он работал 141 день и провел 146 встреч. Сама Елизавета II тоже вовсе не на пенсии: в прошлом году она отработала 130 дней, приняв участие в 136 мероприятиях.

Во-вторых, королевская жизнь далеко не такая роскошная, как может казаться. Расходы на содержание той же семьи Виндзоров (или, как часто говорят британцы, на содержание «фирмы») в 2019/20 налоговом году составили 69,2 млн фунтов стерлингов. Столько стоит, например, редкий 1963 Ferrari 250 GT или довольно средний голливудский блокбастер. При этом Виндзоров еще и постоянно критикуют – с 2016 г. стоимость их содержания в расчете на одного британского налогоплательщика выросла втрое – с 65 пенсов до двух фунтов в год.

Монархии континентальной Европы еще скромнее. Согласно официальным отчетам, самый «пышный» двор – в Монако – тратит около $55 млн в год. Королевский двор Нидерландов обходится налогоплательщикам в $50 млн, монархи Швеции – в $16,5 млн, Бельгии – в $14 млн в год. Датчане последние годы выделяют на содержание своих монархов около $12,5 млн в год, а испанский двор получил из бюджета страны в 2020 г. меньше $10 млн.

Выплатами из бюджетов доходы королевских семей, конечно, не ограничиваются – значительную часть составляют доходы, которые приносят семейные активы, в частности недвижимость. Однако на по-настоящему королевскую жизнь (в обывательском ее представлении) все равно не хватает. Неудивительно, что многие члены королевских семей, особенно не самые, скажем так, ключевые, стремятся иметь дополнительный заработок. «Без сомнения, это тренд, – говорит основатель компании AH Loder Advisers Сэнди Лодер. – Причины просты: ответственность и стоимость».

Фирма Лодера занимается помимо прочего вопросами наследования многомиллионных семейных капиталов. «Большая семья – это репутационный риск, и содержать ее дорого, – говорит Лодер. – Многие из моих клиентов, которым от 18 до 40 лет, летают на частных самолетах и ходят на вечеринки на суперъяхтах. При этом у них нет даже минимальных навыков работы, например, в офисе, не говоря уже о понимании, как вести бизнес». Поэтому Лодер приветствует получение опыта работы особами голубых кровей.

Где работают

Одна из наиболее популярных сфер деятельности у королевских миллениалов – индустрия моды. В ней активно заняты, в частности, старший внук королевы Дании Маргрете II принц Николай Уильям Александр Фредерик (он шестой в очереди на датский трон), леди Амелия София Теодора Мария Маргарита Виндзор (39-я в очереди на британский престол), ее королевское высочество Мария-Олимпия, принцесса Греции и Дании, а также эрцгерцогиня Австрии и принцесса Венгрии, Богемии и Хорватии Элеонора фон Габсбург.

С миром моды связан и его королевское высочество Савай Падманабх Сингх, игрок в поло и член бывшей правящей семьи Джайпура в современном Раджастане. Помимо проходов по подиуму и съемок в рекламе этот принц-миллениал также сдает через Airbnb часть семейного дворца, построенного в 1727 г. В Gudliya Suite, который предлагается гостям, останавливались, в частности, принц Чарльз с принцессой Уэльской и Опра Уинфри. К королевским ужину и завтраку прилагаются водитель, батлер и частный бассейн. Цена за ночь – $8000.

Быть на виду рвутся, впрочем, далеко не все члены королевских семей, многие предпочитают оставаться за кадром. Так, немецкая принцесса Элизабет фон Турн-и-Таксис работает приглашенным редактором в американском Vogue и пишет колонки в местные издания. Кроме того, будучи убежденной католичкой, она написала литургический труд «Вера детей: хвала народной преданности», который вышел на немецком и итальянском языках. А принцесса греческая и датская Татьяна работала консультантом по пиару и организатором мероприятий в Diane von Furstenberg.

Популярно среди королевских миллениалов и владение тем или иным брендом одежды, обуви или аксессуаров. Таиландская принцесса Сириваннавари Нариратана выпускает одежду под маркой Sirivannavari. Внучка Грейс Келли Полин Дюкрюэ создает вещи для своего унисекс-бренда Alter Designs (она также представляла Монако на летних юношеских Олимпийских играх в Сингапуре в 2010 г. в прыжках в воду). Принцесса Талита Наташа фон Фюрстенберг в 2019 г. выпустила собственную молодежную линию под брендом своей бабушки Дианы фон Фюрстенберг (помимо моды ее интересует политика: студентка университета Джорджтауна, изучающая международные отношения, в 2016 г. она стажировалась в предвыборном штабе Хиллари Клинтон).

Еще пара экзотических примеров. Принц Греции и Дании Николай одно время работал под псевдонимом продакшн-ассистентом на Fox News, а сейчас занимается экологической фотографией. А норвежская принцесса Марта Луиза, дочь действующего короля Харальда V и королевы Сони, в паре со своим избранником колесила по миру со спиритуальными лекциями и продавала их под брендом «Принцесса и шаман», пока семья не запретила использовать титул.

«Многие члены королевских династий сами не хотят, чтобы сограждане воспринимали их как людей, которые живут за счет государства, – резюмирует Лодер. – И те, кто не стоит в первой тройке претендентов на трон, зачастую просто хотят жить обычной жизнью».