Московский кинофестиваль сохранил статус международного конкурса

Из значимых новинок программы – новая секция «Русские премьеры»
ММКФ сохранил международный конкурс и запустил новую секцию «Русские премьеры»/ Максим Стулов / Ведомости

Вечером 26 августа открывается 44-й Московский кинофестиваль (ММКФ), показы будут проходить неделю, до 2 сентября. Обновленная команда во главе с журналистом Иваном Кудрявцевым собрала программу за лето в крайне нервных условиях. Еще в марте Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF) приостановила аккредитацию ММКФ как фестиваля класса А (подтверждает высокое качество организации киносмотра). Предполагаемый эффект санкции очевиден – большие имиджевые потери и падение уровня конкурсных программ. Но даже если бы аккредитация была сохранена, в текущей ситуации трудно сомневаться в неизбежности бойкота ММКФ – на фоне «отмены» русской культуры в мире.

Приезд зарубежных гостей проблематичен не только из-за политики бойкота, но и чисто логистически – затруднено международное авиасообщение с Россией, в некоторых странах вводятся ограничения из-за новой вспышки коронавируса. Как следствие, до последнего момента организаторы держат интригу как с окончательной программой, так и со списком почетных гостей.

Кое-что в жизни фестиваля все же осталось неизменным. ММКФ всегда отличала обширная и богатая внеконкурсная программа. Заявлено не менее 20 секций – от ретроспективы индийского классика Сатьяджита Рея до актуальной выборки хоррора и фантастики «Дикие ночи».

Откроет фестиваль один из самых ожидаемых российских фильмов года – эпик «Сердце пармы» от режиссера «Движения вверх» Антона Мегердичева по роману Алексея Иванова. Фильмом закрытия стал триллер «Решение уйти» Пак Чхан-ука, получивший приз за режиссуру Каннского кинофестиваля. Обе картины осенью выйдут в кинотеатральный прокат.

Китайское кино как мейнстрим

Несмотря на потерю аккредитации, ММКФ старается соответствовать формальным критериям смотра класса А. Конкурс остается международным, для фильмов-участников обязателен статус мировой или международной премьеры (т. е. допускается лишь показ на фестивале в стране-производителе). Жюри опять же будет интернациональным. Все это в равной степени касается как основного конкурса, так и конкурсов документального и короткометражного кино.

Гости Московского международного кинофестиваля

Председателем главного жюри стал Евгений Миронов, актер («Время первых») и худрук Театра наций. Ему компанию составят режиссеры россиянин Андрей Кравчук («Викинг») и иранец Расул Садрамели («Моя жизнь на втором курсе»), оператор, работающий в Турции и России, Гайк Киракосян («Кольская сверхглубокая»), а также продюсер из ЮАР Танди Дэвидс. Все они в разные годы участвовали в разных программах Московского фестиваля.

Согласно официальной фестивальной статистике, которую огласил глава отборочной комиссии Иван Кудрявцев на пресс-конференции в начале августа, всего программа (с учетом внеконкурсных секций) включает более 200 картин из 65 стран. Из них половина как раз из «недружественного» списка: не менее 20 фильмов приедут из Франции, 18 – из США, по 9 из Германии и Италии и т. д. По словам того же Кудрявцева, в объективных трудностях команда увидела возможность шире представить вместо «привычных» кинематографий страны с фестивальной периферии. «Спортивный азарт побуждает нас <...> попробовать предвосхитить тот мир, где диковинкой будет французский фильм, а мейнстримом, наоборот, – китайский», – рассуждал он на пресс-конференции.

Класс А

До весны 2022 г. ММКФ входил в престижный список фестивалей класса А – перечень мировых киносмотров с полнометражным игровым конкурсом, аккредитованных Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF). Всего этот список включал 15 фестивалей, в их числе Канны, Венеция, Берлин. В марте организация приостановила аккредитацию ММКФ, а также еще одного российского фестиваля уже с петербургской пропиской – МКФ «Послание к человеку», который входил в категорию лучших конкурсных смотров документальных и короткометражных фильмов. Следуя примеру московского коллеги, «Послание» все же состоится и даже пройдет в традиционные даты – в октябре.

В конкурсной программе 13 фильмов, три из них представляют Россию. Примерно тот же процент российские картины составляли и ранее, поскольку и в более благополучные годы фестиваль испытывал трудности в селекции из-за сильной конкуренции с другими смотрами. За последние пять лет отечественные режиссеры побеждали дважды – это Эдуард Новиков с «Царь-птицей» в 2018 г. и Андрей Зайцев с «Блокадным дневником» в 2020 г.

Все три работы российских конкурсантов этого года рассказывают о современной глубинке. В «Огороде» Ларисы Садиловой (призер «Кинотавра») деревенские женщины пытаются обрести любовь на склоне лет. В «Верблюжьей дуге» Виталия Суслина (призер «Кинотавра» и фестиваля «Окно в Европу») сапожник решает уехать из маленького провинциального города в погоне за мечтой. А в «Молодости» Дмитрия Давыдова (триумфатор «Кинотавра»-2020) 40-летний герой, наоборот, возвращается на малую родину из большого города.

В целом список участников имеет явный крен в Азию (5 названий), Восточную Европу и Латинскую Америку (по 2 картины). Недружественные страны представляют только «Плотники вавилонские» из Франции. Также в программе значатся Германия и Нидерланды, но как участники копродукции. Первая вложилась в «Надежду» (вместе с Турцией и Словенией), вторые – в бангладешский «Инстинкт». От Румынии прозвучит «Глас вопиющего в пустыне», Сербия произвела «Усекновение». «Восточный блок» конкурса состоит из фильмов «Без предварительной договоренности» (Иран), «Путешествия Масторны» (Китай), «Мария. Ангел океана» (Шри-Ланка). Наконец, «Ульи» сняли в Перу, а «Посетитель» – это совместное производство Уругвая и Боливии.

Континентальный хаб

Остракизм со стороны мировых киносмотров, с одной стороны, и (будем надеяться, временное) закрытие «Кинотавра», главного фестиваля российского кино, – с другой, породило уникальную ситуацию. В индустрии скопилась масса уже законченных авторских фильмов, которых просто негде показывать – ни внутри страны, ни за рубежом. Дирекция Московского фестиваля решила отчасти заполнить пустующую нишу и запустила новый конкурс национального кино под названием «Русские премьеры», у которого будет свое жюри во главе с режиссером «Ликвидации» Сергеем Урсуляком.

В секцию отобрано семь фильмов (не считая трех российских участников главного конкурса, которые тоже могут претендовать на награду в этой категории). Среди них немало долгожданных премьер. Например, фантастический триллер «Петрополис» худрука Александринского театра Валерия Фокина о вторжении инопланетян. Или «Кэт», второй фильм Бориса Акопова («Бык»), победителя «Кинотавра»-2019. В этот раз он снял кино про эскортницу, которая меняет жизнь после того, как узнает, что станет матерью. Кроме того, за приз поборются два «человека»: «Похожий человек» Семена Серзина («Человек из Подольска») – детектив о странном самоубийстве – и «Здоровый человек» Петра Тодоровского (сериал «Полет») – драма про спортивного журналиста, который стал волонтером поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт».

Смена команды

Череда потрясений для ММКФ началась еще в прошлом сентябре, когда ушел из жизни многолетний программный директор, киновед Кирилл Разлогов. Его первоначально заменил член отборочной комиссии Петр Шепотинник. Под его руководством 44-й фестиваль должен был пройти в апреле 2022 г., однако после 24 февраля был отложен на неопределенный срок. В июне было объявлено об обновлении команды. Главой отборочной комиссии был назначен Иван Кудрявцев, ведущий программы «Индустрия кино», заместитель генерального директора, директор по киноканалам АО «Цифровое телевидение» (ВГТРК и «Ростелеком»). Ранее он занял другой пост покойного Кирилла Разлогова, а именно возглавил экспертный совет премии «Золотой орел». Президентом ММКФ с 1999 г. и по сей день остается режиссер Никита Михалков.

Название программы не случайно отсылает к дягилевским «Русским сезонам». По замыслу дирекции впоследствии эта секция должна стать витриной отечественного кино для международных закупщиков контента, а конкурсная интрига поможет усилить переговорные позиции продюсеров. На той же пресс-конференции Кудрявцев заявил об амбиции параллельно фестивалю развивать своего рода альтернативный кинорынок: «ММКФ может выполнять роль большого континентального хаба, где могут встречаться разные рынки и разные миры. В том числе те, которым трудно быть представленными на других международных площадках либо трудно быть там замеченными».

Москва и раньше пыталась развивать альтернативную западной фестивальную систему. С 2016 г. существует созданный по российской инициативе кинофестиваль стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, КНР, ЮАР), который путешествует по странам-участницам, – пятый кинофорум как раз проходил в 2020 г. в рамках 42-го ММКФ. Оба фестиваля курировал недавно ушедший из жизни киновед Кирилл Разлогов. Предполагалось, что впоследствии будет создана альтернативная «Оскару» Евразийская киноакадемия, но проект остался на бумаге. Выступая в мае на Евразийском экономическом форуме, глава Союза кинематографистов РФ и президент ММКФ Никита Михалков предложил вновь вернуться к этой идее.

Иными словами, планы по созданию на базе ММКФ «континентального хаба» продолжают геополитический вектор руководства фестиваля.

Личные связи

В феврале 2022 г. был приостановлен статус ММКФ как квалификационного смотра Американской киноакадемии в документальной категории, рассказал «Ведомостям» куратор конкурса Григорий Либергал. В этот престижный топ-лист фестиваль вошел три года назад. С 2019-го документальные фильмы, взявшие «Святого Георгия», автоматически попадали в оскаровский лонг-лист. Через год эта привилегия распространилась на все отобранные фильмы.

Документальный конкурс ММКФ в 1988 г. был выделен в отдельный фестиваль «Послание к человеку» и воссоздан только в 2011 г. Можно смело утверждать, что по международному престижу и качеству селекции он успел обойти главный (игровой). Три документальных победителя ММКФ получили впоследствии номинации на «Оскара», а один из них, «В поисках Сахарного Человека», даже взял в 2013 г. статуэтку. Шведская картина «Сабайя», лауреат прошлого года, получила также приз за режиссуру «Сандэнса».

«Оскаровская» санкция опять же в теории должна была негативно сказаться на качестве программы, но последствия удалось минимизировать за счет личных связей. «Многие фильмы пришли от людей, с которыми мы уже работали раньше», – подчеркнул отборщик.

В итоге в конкурс вошло 11 картин, из них 6 – с российским участием, но в половине случаев это международная копродукция. Как, например, новая работа американского режиссера и монтажера Чавдара Георгиева, чьи фильмы не раз были номинированы на «Эмми». Его «Голубоглазый японец» (Япония, Россия, США) – это удивительная биография японского бейсболиста русского происхождения Виктора Старухина. «Рок-баритон» Бертрана Нормана («Балерины») о солисте Мариинского театра Евгении Никитине был снят совместно с Францией, родиной постановщика. Документальная комедия «Кого люблю...» – финская одиссея двух гастарбайтеров с постсоветского пространства – сделана финско-российскими усилиями.

Среди самых важных показов секции стоит назвать международную премьеру нашумевшего в Венеции фильма «Феллини и Тень» Кэтрин Макгилврэй – о символах в творчестве великого итальянского режиссера. А также мировую премьеру новой картины дважды лауреата премии «Оскар» Малкольма Кларка «Расемон Гонконг» – это история любви на фоне гонконгских протестов 2019 г., снятая на стыке игрового и документального кино.

Именно «поиски гибридной формы» Либергал назвал главной тенденцией конкурсантов этого года: «Режиссеры пробуют выбраться из рамок чисто хроникального материала, не уходя при этом в эстетику игрового кино».