Non/fiction 2022: черты новой реальности

На популярной книжной ярмарке представят еще не вышедшие книги
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

С 1 по 5 декабря в московском Гостином дворе пройдет 24-й Non/fiction – одна из старейших и самых крупных книжных ярмарок страны. Ее значение трудно переоценить, особенно сегодня, когда книжная индустрия переживает тяжелые времена. Ушли с рынка многие топовые зарубежные авторы. Заметно выросли цены (по оценке участников рынка, до 10–15% по сравнению с прошлогодними), прежде всего из-за дефицита бумаги, которую закупают преимущественно в Европе. Типографии не могут приобретать импортные комплектующие и краски.

Нестабильная ситуация на рынке проявляется и в виде специфического жанра «презентация еще не вышедшей книги». Так, новый роман «До самого рая» популярной американской писательницы Ханьи Янагихары (известной по бестселлеру «Маленькая жизнь») должен выйти на русском только в феврале следующего года, но на Non/fiction о книге расскажут уже в этом декабре ее переводчики и редактор.

Полностью программу объявят непосредственно перед открытием, однако можно ожидать, что масштаб мероприятия будет соответствовать прошлым годам: больше 10 000 новинок (многие по традиции специально приурочены к ярмарке), около 300 издательств-участников и примерно 400 мероприятий, главные из которых будут транслироваться на собственном YouTube-канале. В прошлые годы Non/fiction посещало 30 000–40 000 человек.

Ярмарка как событие

Книжный год живет от ярмарки к ярмарке. В начале лета – «Красная площадь», в конце августа – начале сентября – Московская международная выставка-ярмарка (ММКВЯ) на ВДНХ, и в ноябре-декабре – Non/fiction. Традиционный график сломали коронавирусные ограничения в 2020 г. Многие мероприятия ушли в онлайн или отменились, зато в 2021 г. Non/fiction прошел даже дважды – в марте и декабре. С 2022 г. Non/fiction собирался окончательно перейти в весенне-осенний формат. Но февраль внес свои коррективы – многие издатели и зарубежные коллеги были вынуждены отказаться от участия. Запланированная на апрель ярмарка была менее чем за месяц отменена. Некоторые мероприятия переехали на «Красную площадь», а также были объявлены новые даты Non/fiction – уже в декабре.

И «Красная площадь», и ММКВЯ прошли уже по расписанию и с хорошей посещаемостью (правда, последняя переехала в выставочный центр «Гостиный двор», где с 2019 г. проходит и Non/fiction). Возвращение к привычному графику хотя бы отчасти должно стабилизировать книжный рынок, который продолжает лихорадить – к отзывам зарубежных лицензий, дефициту бумаги, краски и техники для типографий добавилась угроза потери ключевых специалистов из-за частичной мобилизации. Российский книжный союз (РКС) уже попросил ввести отсрочку для работников отрасли. Наконец, как еще в августе отметили в Ассоциации компаний розничной торговли, россияне переходят на бережливую модель потребления. А значит, будут экономить на товарах не первой необходимости, в том числе и на книгах. И здесь трудно переоценить значение книжных ярмарок.

Ежегодный опрос среди посетителей книжных магазинов в рамках мониторинга московского книжного рынка (проводится РКС совместно с правительством Москвы) показывает падение посещаемости крупнейших ярмарок. Согласно ежегодному опросу среди посетителей книжных магазинов, в 2021 г. лишь 4,2% респондентов заявили о том, что были на ярмарке Non/fiction. Тогда как в 2018 г. этот показатель составлял 10%.

Эта статистика не подтверждается данными организаторов. Более того, мартовская ярмарка 2021 г. (№ 22), ставшая первой крупной книжной ярмаркой в столице, прошедшей в офлайн-формате после локдауна, обновила рекорд посещаемости (42 300 посетителей). И хотя последовавшая за ней декабрьская (№ 23) привлекла меньшую аудиторию (34 300), ее показатели все равно лучше 2018 г. (33 400). Впрочем, данные мониторинга можно интерпретировать и так: ярмарка как особое событие привлекает в том числе и тех читателей, которые все реже ходят в обычные книжные магазины и в перерывах между ярмарками покупают литературу иначе, например через маркетплейсы, или читают в приложениях по подписке.

Ярмарки также крайне выгодны издательствам – особенно небольшим. Кроме продаж через собственный сайт это единственный прямой канал реализации продукции без посредников. Издатель сразу получает деньги на руки, тогда как расчеты с книжными магазинами растягиваются на месяцы, а то и годы.

Издательства редко раскрывают структуру своих доходов. Среди исключений – аналитика петербургского издательства «Бумкнига» (специализируется на авторских комиксах), которую привел в официальном Telegram-канале главный редактор Дмитрий Яковлев. Из приведенных данных следует, что на сайт и ярмарки в 2021 г. пришлось 27,3% от общей выручки.

Не только нон-фикшн

Тренд последних лет – рост интереса к нон-фикшн самого широкого диапазона. После февраля россияне стали меньше читать бизнес-литературу, однако вырос интерес к психологии. Non/fiction остается лучшим местом для презентации не художественной литературы и с этого года даже запускает специальный павильон «Наука», включающий как торговую, так и лекционную зоны. Программа разрабатывается в сотрудничестве с ведущими вузами и образовательными интернет-порталами и еще формируется. Но уже заявлены выступления звезд научпопа – химика Артема Оганова, математика Петра Земскова и астронома Владимира Сурдина.

В то же время очевидно, что ярмарка давно переросла свое название – здесь продают книги и для детей (для образовательных и развивающих издательских проектов выделена площадка «Территория познания»), и для подростков, в том числе в жанре Young Adult, который вернул тинейджеров в книжные магазины. Запланировано сразу два круглых стола о Young Adult, в том числе о YA-фэнтези, которое активно развивается в последние два года, с участием ведущих писателей направления: Антонины Крейн (цикл «Шолох»), Ульяны Черкасовой («Золотые земли») и др.

С 2019 г. здесь действует еще и зона комиксов, где собран ассортимент для любого возраста и любого жанра. Собственно, одно из главных событий ярмарки – презентация русского перевода графического романа «Хронозис» иранского философа Реза Негарестани, последователя эзотериков Даниила Андреева и Карлоса Кастанеды. Книгу представит переводчица Полина Ханова. На 4 декабря назначен день комикса с лекциями об истории и трендах «девятого искусства».

Другая реальность

Как всегда, широко участие авторов «Редакции Елены Шубиной». Свои новые книги представят Евгений Водолазкин («Чагин»), Денис Драгунский («Фабрика прозы: записки наладчика»), поэт Дмитрий Воденников («Бессмертная стрекоза») и другие звезды. Кроме того, пройдет презентация новой линейки «Другая реальность». С недавних пор импринт, известный интеллектуальной реалистической прозой, стал активно развивать и фантастическое направление, впрочем не менее интеллектуальное. В серии уже вышли: «Возвращение «Пионера» Шамиля Идиатуллина – про пионеров-попаданцев, «Гарторикс. Перенос» Юлии Идлис – о будущем, где победили смерть, «Антонов коллайдер» Ильи Техликиди – антиутопия про новые медиа и т. д.

На декабрь «Редакцией Елены Шубиной» запланировано множество других ожидаемых новинок, например книги воспоминаний «Мое настоящее имя. Истории с биографией» Людмилы Улицкой и «Жизнь переходит в память» театрального художника – шестидесятника Бориса Мессерера. Однако они к ярмарке не поспеют. Тем не менее по крайней мере Мессерер все же будет присутствовать лично. Вместе с другими друзьями Ирины Антоновой (президент ГМИИ им. А. С. Пушкина ушла из жизни два года назад), Юрием Ростом и Юрием Норштейном, он представит книгу ее текстов «Разговоры между делом с друзьями об искусстве и жизни» (автор-составитель – Мария Николаева).

Среди других важных презентаций, о которых уже объявлено, – арт-бук по культовой дилогии «Брат» Алексея Балабанова (о нем расскажут авторы-составители – главный редактор журнала «Искусство кино» Станислав Дединский и журналист Андрей Захарьев), книга прозы поэтессы и переводчицы Ольги Седаковой «И жизни новизна» (публичное интервью у нее возьмет преподаватель Института классического Востока и античности ВШЭ Максим Калинин). Также будет представлено полное собрание сочинений путешественника и исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева – это по мотивам его произведений Акира Куросава снял советско-японский фильм «Дерсу Узала», получивший премию «Оскар» в 1976 г.

Эксперты и критики

Одно из конкурентных преимуществ ярмарки, а также вечный повод для критики – жесткая редакционная политика. Как указано в «Справочнике участника», выложенном на сайте, экспертный совет, состоящий из авторитетных издателей (состав не приведен, но известно, что в него входят основатель издательства «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова, соучредитель магазина «Фаланстер» Борис Куприянов и др.), «несет ответственность за уровень представленной литературы» и поэтому «имеет право отказать в участии при несоответствии качества представленной литературы уровню ярмарки». Если же издатель все же схитрил и экспонировал не те названия, что подавал при заявке, ему отказывают в участии в следующем году.

Отвергнутые писатели и издатели регулярно обвиняют экспертов в цензуре. В прошлые годы Non/fiction уже критиковали Юрий Поляков, радиоведущая Анна Шафран, написавшая книгу «Государство чести. Будущее России – монархия», и другие литераторы. В этот раз отказом возмутился лауреат «Национального бестселлера» 2021 г. Александр Пелевин – организаторы не согласовали презентацию его романа «Гори огнем» про власовцев. Об отказах также сначала заявили поэты Игорь Караулов, Ольга Старушко, Анна Ревякина и публицист Армен Гаспарян (их книги посвящены событиям в Донбассе или специальной военной операции), но в итоге мероприятия с авторами подтвердили. PR-директор ярмарки Виталий Когтев назвал первоначальную информацию об отмене недоразумением.