ММКФ-2023: трудный возраст и встреча миров

Киносмотр сохраняет ориентацию на международные премьеры в конкурсных секциях
Евгений Разумный / Ведомости

20 апреля начал работу 45-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ), вернувшийся на свой традиционный апрельский слот – форс-мажорный 44-й смотр прошел в прошлом августе, менее года назад. Обновленной команде отборщиков во главе с Иваном Кудрявцевым уже во второй раз, несмотря на внешнеполитическую ситуацию, удалось собрать обширную программу с широким международным участием. Однако фестиваль ожидаемо стал бледнее: никаких мировых звезд, а практически все заявленные громкие премьеры – российского производства.

Как показал предыдущий фестиваль, контентные трудности пока не отражаются на посещаемости. Согласно данным организаторов, в августе 2022 г. ММКФ посетило более 30 000 зрителей – примерно столько же, сколько и годом ранее.

Все ощутимее крен киносмотра в сторону Азии – как в конкурсных секциях, так и в деловой программе. Председателем жюри главного конкурса стал индийский продюсер и режиссер Рахуль Равель («Двойняшки», «Каприз»), который в юности работал с легендой Болливуда Раджем Капуром и даже выпустил о нем книгу. В рамках бизнес-площадки запланированы питчинги копродукций как с Индией, так и с Ираном.

Фестиваль откроет новая драма Бориса Хлебникова («Аритмия», «Обычная женщина») «Снегирь», которая выйдет в широкий российский прокат уже 8 июня. Фильм закрытия – испанская спортивная драма «47 секунд» о национальной сборной по водному поло (дата прокатного релиза пока не определена).

Все еще класс А

Еще в марте 2022 г. Международная федерация ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF) приостановила аккредитацию ММКФ как фестиваля класса А (подтверждает высокое качество организации киносмотра). Но смотр все равно пытается соблюдать все необходимые критерии – в частности, сохраняется ориентация на международные премьеры в конкурсных секциях (допускается лишь показ в стране-производителе). Так, из 10 зарубежных кинокартин основного конкурса только две не имеют такого статуса. Драма «Невеста мертвеца» (Румыния, Франция) уже показывалась в Калькутте, а фантастическая антиутопия «Фи 1.618» (Болгария, Канада) участвовала в Фестивале нового кино в Монреале и смотре CineLibri в Софии (где взяла приз за лучшие костюмы).

Треть главного конкурса обеспечила Латинская Америка – сразу четыре фильма: «Путь к успеху» (Аргентина), «Черная луна» (Мексика), «Те, кто внизу» (Уругвай, Колумбия, Аргентина, Бразилия, Боливия), «Три брата» (Чили, Аргентина). Европу, помимо упомянутых «Невесты мертвеца» и «Фи 1.618», представляет также сербский триллер «След зверя». Из Азии в Москву приедут драмы «Запах греха» (Бангладеш), «Потерянный рай» (Китай), «Хрупкие цветы в потоке дней» (Япония). С учетом внеконкурсной программы, согласно официальной статистике, география ММКФ включает более 60 стран.

В главном жюри географическая пропорция смещена в сторону России и Востока, но есть и Латинская Америка. Под председательством Рахуля Равеля будут работать актеры Алексей Гуськов («Серебряные коньки»), Светлана Иванова («Тест на беременность»), лауреат Каннского фестиваля актриса Самал Еслямова из Казахстана («Айка») и колумбийский режиссер Сиро Герра («В ожидании варваров»).

Отцы и дети

Если ранее широкое медийное присутствие фестивалю обеспечивал приезд звезд первой величины – если не в качестве участников конкурса, то в качестве членов жюри, – то сегодня фестиваль продается через тематическое единство программы. Как заявил на прошедшей в начале апреля пресс-конференции Иван Кудрявцев, ключевой темой смотра станут отношения отцов и детей. Отборщик связал актуальность проблематики с самоизоляцией в период пандемии, которая заперла семьи в четырех стенах и заставила их искать общий язык.

Тенденция прослеживается начиная с фильма открытия – драмы «Снегири» Бориса Хлебникова по мотивам повести Георгия Владимова «Три минуты молчания» о конфликте поколений на рыболовном судне. Далее тема проходит через все конкурсные программы и, наконец, продолжается в новой внеконкурсной секции «Трудный возраст». В нее вошло девять картин о том, как сегодня взрослеют дети в разных уголках мира – от Италии до Монголии.

Тему «трудного возраста» в основном конкурсе исследуют и две картины российских участников – «14+. Продолжение» Андрея Зайцева (триумфатор ММКФ-2022 с «Блокадным дневником») и «Первая любовь» Светланы Проскуриной (победитель «Кинотавра»-2010 с драмой «Перемирие»). Первая из них – сиквел интернет-хита «14+» 2015 г., набравшего на YouTube уже 140 млн просмотров. Там свою первую роль сыграл Глеб Калюжный («Вампиры средней полосы», «Трудные подростки»), ставший сегодня одним из самых востребованных молодых актеров. В новом фильме перед героем Калюжного жизнь поставит новые вопросы – в частности, идти ему в армию или нет. В фокусе «Первой любви» Проскуриной – история взаимоотношений двух женщин-коллег, молодой и постарше, которые стали свидетелями преступления в санатории и решают начать собственное расследование.

Огромное место в конкурсе занимает и тема социального расслоения в провинции. В «Запахе греха» отец из бедной семьи насильно выдает дочь за гробовщика. «Те, кто внизу» – летопись борьбы гордого крестьянина за родник, который осушил богатый сосед. «Черная луна» рассказывает, как провинциальную семью разрывают в клочья политические разногласия. Частый мотив – встреча двух миров, городского и сельского (провинциального). Французы приезжают в румынскую деревню снимать документальное кино об их обрядах («Невеста мертвеца»). Три брата возвращаются домой в Патагонию, и их жизнь стремительно катится по наклонной («Три брата»). В годы коммунистической Югославии звезда журналистики едет в маленький городок писать репортаж о жестоком убийстве («След зверя»).

Воспитание чувств

С прошлого года в рамках ММКФ заработала новая программа отечественного кино «Русские премьеры» – один из потенциальных преемников «Кинотавра». Секция, которая еще ищет собственное лицо, в этом году фактически стала конкурсом дебютов: шесть фильмов из семи – это первая или вторая картина для постановщика. Исключение – драма «Помилование», экранизация повести Мустая Карима о солдате Великой Отечественной, которого судят как дезертира. Для энтузиаста башкирского кино Айнура Аскарова она стала уже пятым полным метром в режиссерской карьере. Два фильма-участника («Ада», «Тайное влечение») спродюсированы кинокомпанией «ВГИК-дебют». Эта студия учреждена ВГИКом, и, как уже понятно из названия, ее задача – помогать с первым фильмом выпускникам вуза.

В «Русских премьерах» тема трудного возраста получает женский акцент. Аде 12 лет, она живет с мамой в маленьком городке на берегу реки и впервые влюбляется («Ада» Станислава Светлова). Соне – 14. Она узнает, что мама много лет лгала ей о смерти отца, и сбегает из дома («Край надломленной луны» Светланы Самошиной по сценарию Натальи Мещаниновой, режиссера сериалов «Алиса не может ждать» и «Пингвины моей мамы»). Жене – 16. Она, пережив травму, портит отношения с окружающими, но меняется к лучшему благодаря новому знакомому – руководителю кружка робототехники («Голова-жестянка», вторая режиссерская работа Ивана Капитонова, опытного продюсера хорроров – на его счету «Невеста» и «Пищеблок»). Наконец, Вете больше 18 – она учится на актрису и пытается переплавить в творчество свои детские травмы («Тайное влечение» Стаси Венковой).

Несколько особняком в конкурсе стоят две другие «русские премьеры» – триллер Наталии Гугуевой «Туман» об исчезновении метеорологов на отдаленной метеостанции и драма «Единица Монтевидео», вторая режиссерская работа актрисы Татьяны Лютаевой, про несправедливо осужденного хирурга (Алексей Серебряков из «Левиафана»), который, отбыв срок, возвращается домой и пытается наладить отношения с семьей.

Оценивать работу коллег будет жюри в составе сценариста Андрея Золотарева («Притяжение», «Спутник»), актрисы Анны Снаткиной («Актрисы») и во главе с режиссером Алексеем Учителем («Матильда»).

Документальная революция

Конкурсные фильмы документальной программы отражают тот резкий поворот, что в течение последних 4–5 лет переживает мировой документальный кинематограф. Революция связана не только со сменой поколений, но и с влиянием новых медиа, пояснил в разговоре с «Ведомостями» отборщик неигрового конкурса Григорий Либергал. С документалистами-профессионалами соревнуются вчерашние любители с опытом YouTube или смежных видов визуального творчества, которые нарушают догмы и конвенции старой документалистики. Видоизменяется и схема производства, и схема распространения, а с ними и киноязык, и проблематика.

В китайском фильме «В храме Шаолинь» быт буддийских монахов иллюстрирует неочевидный саундтрек, который помещает происходящее в неочевидные контексты. В израильской докудраме о Холокосте «Анна и врач-египтянин» (о том, как арабский доктор выдал себя за сторонника фашистов и спас переодетую мусульманкой еврейскую девушку) использована анимация, а ее режиссер Талия Финкель – не пассивный наблюдатель, а фактически одна из главных действующих лиц.

«Это доказывает то, о чем мы твердим постоянно. Если в игровом кино эволюция – по крайней мере, на сегодня – более или менее завершилась или приостановилась, то в авторском документальном кино развитие продолжается полным ходом», – уверен эксперт.

Российские документалисты обеспечили примерно половину списка – три из семи. Это «Отцы» Юрия Мокиенко (о том, как семья организует фестиваль документального кино в деревне), «Дайте мне победить» Светланы Музыченко и Марии Финкельштейн – официальный фильм Зимних игр Специальной олимпиады в Казани, поднимающий тему инклюзивности через личные истории спортсменов. А также «Владимирский централ» Юлии Бобковой (премьера фильма анонсирована на видеосервисе Kion 27 апреля) из цикла про русские тюрьмы (две другие картины серии – про «Кресты» и «Бутырку» – можно будет посмотреть на внеконкурсных показах).

Помимо «Анны» в программе еще одна биографическая картина – «Ла Сингла» (Германия, Испания) о глухой от рождения танцовщице фламенко. Из Ирана на фестиваль приедет история о рехабе для девочек-наркоманок и его колоритной хозяйке («Дом мамаши Шоку»).

Вне конкурса – в рамках традиционной для ММКФ секции «Свободная мысль» – покажут российский документальный фильм Дарьи Иванковой «Михаил Горшенев. Легенда о «Короле и шуте» – кинобиографию лидера легендарной рок-группы (онлайн-премьера будет на Okko, точная дата пока не объявлена). Всего в «Свободной мысли» семь картин из самых разных стран – от Таиланда до Бразилии.

Смотрите на стримингах

В неконкурсной программе смотра – объединенной в 16 программ – тоже есть любопытные премьеры. В частности, секция «Первая серия» – ее курирует кинокритик, программный директор фестиваля «Пилот» Егор Москвитин – подскажет, что нам смотреть в ближайшее время на стриминг-платформах. Отсутствие жюри и призов – не единственное отличие «Первой серии» от «Пилота». В «Первой серии», к примеру, отсутствует запрет на участие новых сезонов «старых» сериалов. Так, наряду с новинками – триллером «Кошка» (Start), комедией «РАЙцентр» («Иви»), драмой «Спасти единственного сына» (Kion) и экшн-детективом «Ухожу красиво!» (Wink) – будет показана первая серия третьего сезона хита Premier «Мир! Дружба! Жвачка!».

«Идея «Первой серии» в том, чтобы представить, как будет выглядеть новый российский «нормкор» (мейнстрим. – «Ведомости»). Отбор строился на гипотезе, что самыми востребованными историями ближайших лет станет контент, который утешает и отвлекает, возвращает зрителя в семью и зовет всмотреться в свое отражение на экране. Поэтому все сериалы в нашей программе – стопроцентно «зрительские» истории», – рассказал «Ведомостям» Москвитин.

Кроме «Первой серии» Москвитин курирует также и секцию оригинальных триллеров и фильмов ужасов «Дикие ночи» – идейное продолжение «Хоррор феста», еще одного киносмотра, который возглавляет кинокритик. В этой секции наряду с новинками из Монголии, Вьетнама, Индии заявлен, например, американский приключенческий фильм «Невероятное приключение Джоджо (и его сестры-занозы Авилы)» о выживании детей в лесу, снятый еще в 2015 г., но в России его покажут впервые.

Как всегда, фестиваль пытается угодить максимально широкой аудитории – в том числе и тем, кто уверен, что времена, когда снимают хорошее кино, давно закончились. Специально для них на большом экране покажут «Сладкую жизнь» Федерико Феллини и «Опасных попутчиков» Сэма Пекинпы. Семейного зрителя ждет подборка актуальной анимации «Мультвселенная».