Чеховский фестиваль – 2023: африканский балет и страшные индийские клоуны

Лучшие спектакли мирового театра на Международном фестивале им. А. П. Чехова
Индийская постановка «Макбет: что сделано, то сделано»/ Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова

В 2023 г. исполняется 30 лет Международному театральному фестивалю им. А. П. Чехова. Он проходит в Москве раз в два года. На этот раз – с конца мая по 8 октября. В текущих геополитических условиях можно было бы ожидать отмены фестиваля, но он устоял.

Свои спектакли привезут в Россию театры из Аргентины, Чили, ЮАР, Китая, с Кубы, из Индии, Вьетнама, Бразилии и т. д. Всего в мировой серии фестиваля – 15 спектаклей и 14 стран-участниц, что сопоставимо с предыдущими годами. Так, в 2021 г., несмотря на пандемию, удалось привезти 13 спектаклей зарубежных театров. В 2019 г. их было 22, в 2017 г. – 16. Всего за время существования фестиваля в нем приняли участие более 600 спектаклей – это работы 437 постановщиков из 54 стран.

В этом году Чеховский фестиваль посвящен памяти Валерия Шадрина, создателя и генерального директора Чеховского фестиваля (1992–2022 гг.). Своим девизом созданный им фестиваль избрал слова итальянского режиссера Джорджо Стрелера: «Театр для людей». А главная его задача – знакомить и приобщать российских зрителей к лучшим постановкам зарубежных и отечественных театров. Выполнять ее удается даже в трудное время.

Минус Европа

Впервые в основной программе Чеховского фестиваля практически не представлены театры Западной Европы и Северной Америки. Сказывается геополитическая обстановка. Россия открыта миру и готова поддерживать международные культурные связи, но пока существуют ограничения со стороны зарубежных институций, говорил в интервью «Ведомостям» в мае президент Чеховского фестиваля Михаил Швыдкой.

Надо сказать, фестиваль никогда не был сугубо европейским. Среди участников разных лет – Аргентина, Бразилия, Индия, Китай, Южная Корея и т. д. Но все же важнейшая часть так называемой мировой серии приходилась на западные страны. Свои спектакли привозили Питер Брук, Петер Штайн, Деклан Доннелан, Робер Лепаж, Пина Бауш и др. Еще в 2021 г., несмотря на пандемию, удалось показать на фестивале постановки театров Испании, Франции, Италии, Финляндии. В 2019-м в числе гостей были театральные компании Германии, Швейцарии, Австрии, Дании, Великобритании и др.

В этом году только Испания представит одну свою постановку в рамках «Уличной программы» фестиваля.

Танцуют все

Хореографическое искусство традиционно занимает особое место в программе фестиваля. В этом году шесть танцевальных постановок представляют театральные компании из Аргентины, Чили, ЮАР, Китая и с Кубы. Несмотря на такой географический разлет, есть то, что их объединяет. Каждый спектакль создан так или иначе в опоре на национальную память, на историю своего народа.

Фестиваль открылся в мае танцевальным шоу «Дикое танго» Компании Хермана Корнехо (Аргентина). Это спектакль об истории и эволюции танца. По-своему связь времен исследует чилийский постановщик Рикардо Куракео. В июне его танцевальная компания представит спектакль «Мален» об индейском народе мапуче (арауканах), живущем в Чили и Аргентине. На арауканском языке «мален» – молодые девушки, которые начинают перенимать у старших женщин сакральные знания. Это пластическое и поэтическое, почти обрядовое действо, в котором принимают участие 16 исполнительниц в возрасте от 10 до 70 лет. Архаическая сила, пробуждаясь, как бы протягивается из прошлого в сейчас.

Знаменитое «Болеро» Мориса Равеля, роман «Сион» ныне живущего писателя Закеса Мда. Казалось бы, при чем здесь история, память, народная культура? А ведь именно на эти произведения опирается в постановке «Сион: Реквием по Болеро Равеля» хореограф Грегори Вуяни Макома, лидер современного танца в Южной Африке. В этой музыке он услышал ритуальные траурные мотивы своей родины. Роман написан южноафриканским автором, главный герой произведения – самобытный персонаж, профессиональный плакальщик Толоки. Оба первоисточника здесь переработаны так, что спектакль получается универсальным по мысли и глубоко национальным по форме. Это история о всечеловеческой скорби, в которой можно погибнуть, но можно и спастись, объединившись с теми, кто тоже, как и ты, плачет. Увидеть спектакль можно будет в сентябре.

В спектакле «Чайное заклинание» (также будет представлен в сентябре) компании «Чжао Лян Арт» (Китай) история присутствует не только в самой форме танца, в теме или сюжетных поворотах, но даже в предметах. Как сообщается на сайте фестиваля, впервые в истории китайского театра на сцене вместо реквизита – реплика антикварного чайного сервиза, которым при жизни пользовался император Си-цзун из династии Тан в IX веке. Артефакт становится точкой начала истории, в которой режиссер продолжает изучать отношения неба и земли, человека и вечности.

Драмы много не бывает

Мировой драматический театр представлен тремя спектаклями. Два из них поставлены по классической драматургии. Оба пробуют подойти к ней нестандартно, отыскать новые ключи от старых дверей.

Попытка начертать сегодняшние, другие смыслы поверх прежних отразилась даже в названии одной из постановок. «В Москву! Палимпсест» – так называется спектакль бразильской компании «Сетор де Ареас Исоладас» по мотивам пьесы Чехова «Три сестры». Его сыграют в начале октября.

Палимпсест – нанесение текста или изображения на уже использованный пергамент. Первоначально написанное на нем соскабливается, но следы все равно проступают. Здесь на «пергамент» русской культуры, русской драмы наносится узор бразильского театра. В результате по задумке авторов должно получиться музыкально насыщенное сценическое размышление о человеке вообще. Многофигурная пьеса сжалась до шести лиц – четырех актрис и двух музыкантов. В течение полутора часов они будут вести разговор о том, можно ли еще мечтать в нынешнем мире, есть ли будущее и стоит ли оно наших надежд.

Также нетрадиционную постановку классики – шекспировской трагедии – представляет собой «Макбет: что сделано, то сделано» компании «Синематограф» (Индия). Спектакль создан, скажем так, вольно. По мотивам «Макбета». Показы пройдут в середине июня.

«Мы не можем продемонстрировать то, как это было 400 лет назад в какой-то далекой стране. Поэтому, чтобы создать свою версию, я попросил своих актеров рассказать собственные самые мрачные истории», – говорит режиссер Раджат Капур (цитата приведена на официальном сайте Чеховского фестиваля).

К слову, Капур уже третий раз обращается к Шекспиру, и это его четвертая постановка, где задействованы клоуны. Страшные клоуны. Это решение раскалывает жанр: трагедия и комедия, жуткое и смешное перемешиваются. Но каких бы новых форм постановщик ни искал, тема не нова. Спектакль говорит о вечных, неизбывных людских пороках.

Третья постановка стоит особняком. До того диковинная, что отнести ее с уверенностью именно к драматическому театру едва ли возможно. У нее и названия нет – просто Традиционный кукольный спектакль на воде (Вьетнам). Здесь особенно явно проявляет себя ключевая линия этого фестиваля – опора на национальную культуру, корневые традиции. В частности, вьетнамский театр на воде возник более тысячи лет назад и существует по сей день в том же первоначальном виде.

А Тханг Лонг, ставший участником программы, – самый известный среди нынешних водных кукольных театров. 40-минутное действо состоит из жанровых сценок о крестьянской жизни, где есть место не только быту, но и сказочным сюжетам. Под живые звуки народных инструментов будут разыграны истории из вьетнамских мифов и легенд. Спектакли играют в июне.

Душевные метаморфозы

В программе фестиваля – шесть спектаклей, созданных театрами стран СНГ. Самостоятельные и совместные постановки представляют Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Россия. В основе и классическая драматургия, и проза, и произведения современных авторов. И музыкальный, и драматический театр. Разнообразие велико. Главным образом скрепляется это направление программы тем, что можно назвать «угол зрения». На разном материале и в разных формах, но так или иначе авторы акцентируют внимание на внутренних душевных метаморфозах человека, на его поисках и метаниях, на том, как он переживает испытания духа.

На две постановки стоит обратить особое внимание. Это спектакль «Материнское поле» Сырдарьинского областного театра музыкальной драмы из Узбекистана по знаменитой повести Чингиза Айтматова (играют в октябре). В центре внимания здесь не столько сюжетная коллизия, сколько внутренний мир человеческий. Чем, какими силами отзывается он на судьбу и вообще на внешние законы жизни? Что в человеке главное, что его как человека определяет? Как перерабатывает душа горе, как крепнет мужеством, как разливается в радости? Вот об этом обещает рассказать спектакль Нигоры Гоибазаровой.

«Здравствуй, Бог!..» – так начинается письмо мальчика Артура, которому остается жить всего 12 дней (постановку покажут в октябре). Именно он главный герой спектакля «Письма-самолетики» Кыргызского театра юного зрителя им. Б. Кыдыкеевой. В основе – произведения Эрика Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая дама» и «Мсье Ибрагим и цветы Корана». Роли детей отданы куклам, взрослых актеры играют сами. Параллельно с физическим умиранием душевная жизнь, напротив, пуще прежнего заполняется содержанием и собственно жизнью как таковой. Спектакль говорит о том, что выше и дольше смерти. Говорит о Боге и любви, о дружбе и надежде, о душевной стойкости и крепости духа.

Уличная программа

В этот раз Чеховский фестиваль вновь вернулся к программе уличных театров. Последний раз это было в допандемийном 2018 году, а впервые фестиваль обратился к площадному театру в 2001 г. События этой программы зрители смогут увидеть бесплатно. Проходят они на улицах Москвы в летние месяцы. Среди площадок – площадь Революции, «Лужники», парк Горького и др. Большая часть программы (всего – семь представлений; в прошлый раз было девять) – это музыкальные и танцевальные представления с этническим колоритом. В июне это будет шоу «Моллфун», этнические, обрядовые и музыкальные традиции племени мапуче-арауканов из Чили. Хореографию, в которой ритуальные движения смешаны с элементами современных танцевальных стилей, исполнят сами представители племени.

В августе на улицах столицы прозвучит традиционная японская барабанная музыка в исполнении группы «Нобуси» (Япония) – в переводе название группы означает «дикий воин».

Испания, вопреки всем международным трудностям, тоже представит свой спектакль «Луксурия» в рамках «Уличной программы» в августе. «Балет Фламенко» из Барселоны под живое музыкальное сопровождение исполнит знаменитый традиционный испанский танец, полный чувственности, страсти, трагического надрыва.

Только один спектакль из семи не связан с национальной культурой ни эстетически, ни смыслово. Пластический театр «ИнЖест» из Белоруссии в августе покажет в «Лужниках» спектакль «Золотой век». Это будет пантомима в стиле барокко со сказочным сюжетом.

Из Москвы в Москву

Традиционно в Чеховский фестиваль входит «Московская программа». Это спектакли столичных театров, которые можно увидеть и до, и после фестиваля. Попадая в программу, они как бы получают знак качества (что, бесспорно, субъективно, но тем не менее).

В программе 43 спектакля 25 театров. В рамках фестиваля показы проходят с мая по октябрь. Среди них в том числе давно полюбившиеся зрителям постановки, но большая часть – премьеры текущего сезона. Собственно, это главное, что их объединяет. В остальном же – эстетически, тематически и т. д. – общего практически нет.

Московская программа может служить путеводителем для зрителей, желающих в короткий срок обозреть стоящие внимания спектакли столичных театров. В частности, это спектакль «Скоморох Памфалон» Центра драматургии и режиссуры – одно из наиболее ярких и обсуждаемых театральных событий сезона. Почти семичасовое действо поставлено по одноименному «старинному сказанию» Николая Лескова, в основе которого – житие раннехристианского праведника. В постановке участвуют 60 исполнителей, актеров и музыкантов.

Другой обязательный пункт «Московской программы» – одна из лучших последних премьер Театра им. Вахтангова «Генерал и его семья». Стоит внимания и «Я – Сергей Образцов» в Театре кукол им. Образцова с Евгением Цыгановым в главной роли – биографический спектакль, отмеченный «Золотой маской». И также нашумевший «Лабардан-с» по «Ревизору» в Студии театрального искусства, где на сцене – вода.

Программа московской серии, как и всего фестиваля, принципиально разнообразна и полифонична. Но главное в этом многоцветье – разговор о том, где искать опору человеку, у которого сегодня так мало опор. О том, из чего черпать силу и где искать правду, даже если кажется, что правды нет ни «на земле», ни «выше».