Non/fiction-2023: Азия, тру-крайм и ромфэнтези

Ярмарка интеллектуальной литературы становится все более демократичной
Алексей Орлов / Ведомости

С 30 ноября по 3 декабря в Гостином дворе пройдет 25-я ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction – одна из трех важнейших и самых популярных книжных ярмарок столицы наряду с августовской Московской международной книжной ярмаркой (ММКЯ) и «Красной площадью» (проходит в июне). Этот год для Non/fiction знаковый по двум причинам: ярмарке исполняется 25 лет и впервые она проходит второй раз за год. Правда, апрельская Non/fiction порядкового номера не получила.

По данным организаторов, в ярмарке примет участие около 340 крупных и малых издательств, книготорговых предприятий и культурных институций – что почти на четверть больше показателя апрельской ярмарки (277), но немного меньше уровня 2022 г. (350). Стабильно ярмарку посещает около 40 000 человек. Рекордным стал Non/fiction 2022 г., когда посещаемость превысила 43 000.

По афише легко проследить ключевые тренды книжного рынка. Интерес к young adult (YA, проза для молодежи), азиатскому региону и жанру тру-крайм, а также популярность онлайн-самиздата. В программе, к примеру, заявлен паблик-ток с красноречивым названием «Сетература – параллельный мир или новая ступень книжной эволюции?». Отразилась на темах мероприятий и такая тенденция, как усиление роли книжных блогеров как лидеров мнений, во многом формирующих вкусы и предпочтения аудитории. В частности, обещан круглый стол о Буктьюбе – книжных YouTube-блогерах. Наконец, сразу четыре дискуссии посвящены аудиокнигам и аудиосериалам.

Одна из ключевых тенденций последних лет – стирается специализация книжных ярмарок. Non/fiction всегда позиционировалась как ярмарка интеллектуальной литературы и, вопреки названию, не только научно-популярной, но и художественной. Сегодня ее афишу мероприятий за отдельные дни можно спутать с программой «Красной площади», самой демократичной московской ярмарки. В списке участников Non/fiction – много авторов young adult, комиксов и просто малоизвестных литераторов. Впрочем, серьезная литература тоже не забыта – заявлены паблик-токи с участием писателей «Редакции Елены Шубиной» и «Альпина. Прозы», а также презентации монографий ведущих ученых.

Импортозамещение научпопа

После февраля 2022 г. многие зарубежные правообладатели разорвали отношения с российскими издательствами. Санкции коснулись и сегмента нон-фикшн. Как уже писали «Ведомости», такие бестселлеры, как мемуары принца Чарльза («Запасной») и Бритни Спирс («Женщина во мне»), не будут переведены на русский язык и доступны в России только на английском.

Россияне все активнее читают нон-фикшн отечественных авторов, рассказали «Ведомостям» в пресс-службе издательской группы «Эксмо-АСТ». В период с 1 января по 27 ноября 2023 г. цифровых книг в этом сегменте продано на 26% больше, чем за тот же период годом ранее, следует из данных сервиса «Литрес» (входит в издательскую группу). Количество наименований электронных и аудиокниг в сегменте нон-фикшн от российских писателей (правда, с учетом digital-самиздата) в каталоге сервиса выросло на 28%. Издательство «Бомбора» (тоже входит в «Эксмо-АСТ») уже в первом полугодии 2022 г. заключило на 20% больше договоров с русскоязычными авторами нон-фикшна, чем годом ранее. В первом полугодии 2023 г. рост составил уже 50% – по сравнению с аналогичным периодом. При этом абсолютные цифры и общее соотношение тиражей российского и зарубежного нон-фикшна в продукции в «Эксмо-АСТ» не привели.

В «Альпина нон-фикшн», как рассказал «Ведомостям» главный редактор и генеральный директор издательства Павел Подкосов, на российских авторов приходится примерно 30% общего потока, тогда как 70% – это переводной нон-фикшн (абсолютные цифры он не назвал). По его словам, после ухода из России западных правообладателей все игроки книжного рынка активизировали охоту на отечественных авторов, но результат этих усилий будет заметен только через год-два, так как процесс работы издательства над уже готовым авторским текстом занимает от полугода до года. Однако, полагает Подкосов, быстро и в полной мере заместить западные тексты качественными российскими не удастся из-за дефицита квалифицированных авторов – научных журналистов и ученых, способных писать для широкой аудитории.

Военное дело и история

В 2023 г. усилился интерес к историческим книгам – биографиям политических лидеров (по данным «Литреса», рост на 29% к аналогичному периоду), нон-фикшну о политической идеологии коммунизма и социализма (рост на 39 и 24% соответственно). Кроме того, книжная сеть «Читай-город» отмечает рост популярности категории «Военное дело» (на 19%), куда входит литература о локальных и мировых военных конфликтах. Аналогичную тенденцию подтверждает и Подкосов. Рост интереса к историческим книгам наблюдался и ранее, но 2022 год придал ускорение тренду, отмечает он. При этом, продолжает гендиректор «Альпина нон-фикшн», снижаются продажи традиционных научно-популярных тем – это астрономия, физика, химия.

Аналогично и в программе Non/fiction превалирует гуманитарная и историческая тематика – от монографий до нон-фикшна для широкой аудитории. Например, свои книги привезут известные блогеры – Ника Марш («Дом наизнанку. Традиции, быт, суеверия и тайны русского дома») и Софья Багдасарова («Фениксы и сфинксы» – о реальных женщинах – прототипах известных картин). Основатель проекта «Москва глазами инженера» Айрат Багаутдинов расскажет на ярмарке про книгу «Мир инженера Шухова. Как устроен мозг изобретателя». А детективщик, автор цикла про Анастасию Каменскую Александра Маринина – про свой нон-фикшн «Ричард Третий и Генрих Восьмой глазами Шекспира».

Из более специализированной литературы в списке презентаций можно найти, например, полное собрание сочинений филолога Михаила Гаспарова, каталоги выставок «Логос: голос конструктивизма» (в центре «Зотов») и «О разных Маяковских» (подготовленный усилиями Литмузея и Музея В. Маяковского). А еще фотоальбомы (к примеру, «Биостанция» фотографа Антона Ланге о Беломорской биостанции МГУ) и научные издания – вроде «Писем мхатовцам. 1898–1904» Чехова. Новинки представят ведущие исследовательские институты – Европейский университет привезет из Петербурга книги об истории визуальности, Институт этнологии и антропологии РАН презентует серию «Методы антропологии», а Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН – последние труды по зарубежной литературе.

Из переводного нон-фикшна обращает на себя внимание книга американского советолога Джошуа Рубинштейна «Последние дни Сталина» – ее обсудят российские специалисты по этому периоду Геннадий Костырченко и лауреат премии «Просветитель» Олег Хлевнюк. Для разговора о сталинской эпохе издательство «НЛО» соберет за круглым столом трех своих авторов – Виталия Тихонова (автора научпопа «Полезное прошлое. История в сталинском СССР»), Татьяну Шишкову («Внеждановщина. Советская послевоенная политика в области культуры как диалог с воображаемым Западом») и Дмитрия Цыганова («Сталинская премия по литературе. Культурная политика и эстетический канон сталинизма»).

Тру-крайм и экранизации

Усиливается интерес к книгам о расследованиях преступлений (тру-крайм) – по данным «Литреса», продажи в этой категории в 2023 г. выросли на 25%. В «Альпина нон-фикшн» также взлетели продажи тру-крайма. По мнению Подкосова, интерес подогрели новые российские сериалы о серийных убийцах. Эта тенденция отражена в программе Non/fiction. Заявлена дискуссия по бестселлеру судебного психиатра Таджа Нейтана «Преступный разум» – с участием научного редактора перевода, психолога Анны Калашниковой, и криминалиста Евгении Крюковой. Отдельный паблик-ток посвящен в целом популярности криминальных историй: «Фильмы, книги, квесты: почему тюремный мир привлекает и будоражит воображение».

Российских читателей все больше интересует Азия – тренд ощутим во всех категориях, от манги до учебников по восточным языкам, следует из данных книжной сети «Читай-город». С января по октябрь 2023 г. продажи книг о Северной Корее выросли на 7%, о Китае – на 42%, о Японии – на 73%, о Южной Корее – в два раза. Участники ярмарки собираются обсудить влияние манги на российских комиксистов, тенденции в современной корейской прозе, а также поговорить о монографии япониста Александра Мещерякова «Император Мэйдзи и его Япония» (автор получил за нее премию «Просветитель». – «Ведомости») и нон-фикшне китаеведа Константина Батанова «Китай для бизнеса», посвященном деловой культуре Поднебесной.

Еще одна из актуальных тем, судя по количеству мероприятий, – это проблема адаптаций книг в виде компьютерных игр, а также фильмов и сериалов. Стриминговый бум и уход Голливуда заставили продюсеров внимательнее изучать книжный рынок. В 2023 г. ИГ «Эксмо-АСТ» продала рекордное количество прав на экранизации, уже писали «Ведомости». С начала года было заключено 18 сделок, тогда как в предыдущие годы количество не превышало 12–13.

Все чаще в программах книжных ярмарок присутствуют творческие встречи в формате «писатель рассказывает об экранизации своей книги». Non/fiction – не исключение. Писатель Сергей Шаргунов вместе с режиссером Александром Велединским представит трагикомедию «1993» (вышла в прокат в сентябре), вдохновленную одноименным романом. Поводом для встречи с Михаилом Елизаровым стал выход в кинообложке его романа «Библиотекарь» – сериал был показан летом на платформах more.tv и Wink. Наконец, сериал по книге звезды YA-литературы Аси Лавринович «Загадай любовь» в ноябре начал показывать видеосервис Okko.

Отцы и дети

Едва ли не самая популярная тема на паблик-токах о художественной прозе этой ярмарки – смена поколений. Одна из дискуссий так и называется: «Новая русская проза: где брать и как издавать?» Это презентация нового издательства «Дом историй», который запустила команда российского офиса шведского книжного сервиса Storytel, ушедшего из России после февраля 2022 г.

Другой паблик-ток прямо посвящен молодым авторам, уже громко заявившим о себе, – «Проза тридцатилетних: темы, смыслы, герои». В нем примут участие Ася Володина, Анна Лужбина, Светлана Павлова, Надя Алексеева. Свои новые романы представят Екатерина Манойло («Ветер уносит мертвые листья») и Александра Шалашова («Камни поют»). Практически все перечисленные авторы – финалисты или призеры премии для молодых литераторов «Лицей». Но 30-летних уже отмечают и «взрослые» премии. Дебютный роман Манойло «Отец смотрит на запад» попал в лонг-лист «Большой книги» и шорт-лист «Ясной Поляны». В финал «Большой книги» прошел роман Шалашовой «Салюты на той стороне».

Не обошли стороной Non/fiction и уже именитые писатели. Присутствие звезд, в частности, обеспечила «Редакция Елены Шубиной» (входит в «Эксмо-АСТ»). Причем многие из участников выпустили или нон-фикшн, или романы на документальном материале. Павел Басинский, известный специалист по Толстому, только что закончил «Подлинную историю Константина Левина», продолжение бестселлера «Подлинная история Анны Карениной», получившего «Большую книгу». Обе книги представляют собой расшифровку скрытых для современного читателя подтекстов толстовского романа. В свою очередь, лауреат «Ясной Поляны» Дмитрий Данилов поговорит с читателями о своей последней книге «Пустые поезда 2022 года», написанной на стыке жанров – травелога, эссеистики, мемуаров.

В целом в программе много мемуарной литературы, в том числе более или менее традиционной по форме, – это, среди прочего, «Моя жизнь: до изгнания» скульптора Михаила Шемякина (специальный гость презентации – автор «Лавра» и «Авиатора» Евгений Водолазкин). В то же время есть экспериментальные вещи – наподобие текстов Дениса Драгунского. На Non/fiction он представит сразу две книги. Во-первых, «Денискины рассказы» своего отца, Виктора Драгунского, заглавного героя которых тот во многом списал с сына. Классический текст детской литературы дополнен рассказами Драгунского-младшего о жизни «Дениски» 60 лет спустя. Во-вторых, писатель расскажет о мемуарном романе «Подлинная жизнь Дениса Кораблева», где он вступает в диалог со своим литературным двойником.

Писатели Леонид Юзефович и Наталья Илишкина публично обсудят свои исторические романы. Оба текста, что интересно, с некоторым восточным колоритом. «Поход на Бар-Хото» Юзефовича притворяется воспоминаниями, хотя их автор, русский офицер царской армии, вымышлен, как вымышлены и описанные им события, будто бы происходившие в Монголии 1910-х гг. «Улан Далай» – «степная сага» о жизни нескольких поколений семьи донских калмыков. Для филолога Натальи Илишкиной это дебют в прозе.

Комиксы и Young Adult

Начиная с 2021 г. сегмент young adult все шире присутствует в программе интеллектуальной ярмарки. Что логично, поскольку YA – один из драйверов российского книжного рынка. По оценке гендиректора «Эксмо» Евгения Капьева, он в среднем растет до 30% в год и в 2022 г. занял около 16% рынка. В 2022 г. российский книжный рынок (c учетом цифровых книг и учебной литературы) составил 109 млрд руб., следует из данных «Эксмо-АСТ».

В частности, на «Non/fiction Весна», прошедшем в апреле 2023 г., состоялись презентации двух новых YA-импринтов – «Обложка» ИД Мещерякова и Alfabia издательской платформы Rugram. В этом году в афише можно встретить более 10 мероприятий, связанных с young adult и new adult. Причем несколько паблик-токов посвящено именно разграничению сегментов: как сегодня соотносятся понятия «подростковый роман» и YA-литература.

Помимо презентаций новых книг состоится публичный разговор с Анастасией Дьяченко, главным редактором издательства Marshmallow Books – недавно созданного YA-импринта издательской группы «Альпина». Запланированы встречи с популярными авторами романтического фэнтези – одного из главных направлений YA-литературы. Среди них – Тери Нова, К.О.В.Ш., Таня Свон, Ана Шерри, Софья Асташова, Анастасия Гор, Антонина Крейн, Евгения Сафонова, Фрэнсис Кель и др. Также пройдет вечер классика подростковой прозы – писателя Дмитрия Емца, автора циклов про Таню Гроттер и Мефодия Буслаева. Присутствие YA весомое (около 20 участников), но не рекордное – в ММКЯ или «Красной площади» принимало участие до 30–40 авторов young adult.

Ни одна столичная ярмарка последних лет не проходит без комикс-зоны. На Non/fiction раздел работает с 2019 г., и этой осенью в нем представлены 19 издательств и книготорговых организаций. В программе заявлены два мастер-класса по рисованию комиксов для детей, а также серия дискуссий, посвященных экспансии комиксов за пределы чистого развлечения. Львиная доля мероприятий пройдет 3 ноября в рамках так называемого «Дня комиксов», уже ставшего традиционным.

Судя по темам паблик-токов, прежде всего участников интересует, как сделать комиксы полезными для подрастающего поколения. Художники, писатели, издатели собираются обсудить не только проблемы научно-популярных рисованных историй от исторических до естественнонаучных, но и комикс-адаптации – как классики (на примере графического романа «Война и мир» по Толстому), так и фольклора. На ярмарке заявлена презентация авторских комиксов «Русские народные сказки с женскими архетипами», а также графического романа иллюстратора Игоря Олейникова «Гуси-лебеди». Наконец, за круглым столом эксперты попробуют выяснить причины явного дефицита детских комиксов от российских художников.

В числе громких комикс-презентаций стоит отметить такие книги, как «Швея. Когда работа – призвание» Такаширо (рисованные истории, основанные на интервью с энтузиастами швейных производств) и графический роман одного из пионеров постсоветского комикса – Ильи Воронина «Страж. Ведьмин Яр» по роману фантаста Алексея Пехова. А также антологию «Максима» Владимира Максимушкина из историй в формате арт-новелл – текст дополняется не иллюстрациями, а комиксами.