Гайя Репосси: «Я создаю украшения, которые идеально созвучны с днем сегодняшним»

Дизайнер Гайя Репосси рассказывает, почему она создает украшения в стиле лаконичного минимализма и кому они подходят
Гайя Репосси заняла пост креативного директора Repossi в 2007 году/ David Sims

Заняв в 2007 г. пост креативного директора Repossi, уроженка Турина и жительница Франции, художник по призванию и археолог по образованию Гайя Репосси выбрала стилем своих украшений лаконичный минимализм, в котором можно увидеть и отголоски архитектурных конструкций, и мотивы этнических украшений. Ее творения стали столь популярны, что уже продаются по всему миру. Не так давно корнер Repossi появился и в столичном ЦУМе.

Вы выросли в семье ювелиров, а значит, с детства были окружены всеми сопутствующими тому атрибутами. В каком возрасте вы осознали, что ваша семья занимается ювелирным делом?

Гайя Репосси. Все в нашей семье чувствительны к эстетике, к дизайну, к творчеству, но не все мои предки были ювелирами. Мой прадед владел ателье по производству ювелирных изделий недалеко от Турина, а вот мой дед был художником-модернистом в период ар-деко и трудился на поприще индустриального дизайна. У него был талант рисовальщика, и уже после войны он стал заниматься дизайном ювелирных украшений, используя возможности ателье моего прадеда. Мой отец Альберто Репосси тоже художник, и все мое детство он проводил в студии, привечал там меня и мечтал, что я наконец стану известным художником. Но при этом и отец в какой-то момент влюбился в роскошь драгоценных камней и стал создавать украшения уровня high-jewellery. Именно он, уже под нашим семейным именем Repossi, открыл магазины в Монте-Карло, а позже и в Париже. Постепенно и я, шаг за шагом, стала интересоваться семейным бизнесом больше, чем живописью.

Помните ли вы свое первое впечатление от ювелирных украшений?

Г.Р. Это случилось очень рано. Мой отец был плодовитым и часто работал дома даже по выходным и по ночам. Мы тогда жили в очень безопасном месте на Лазурном Берегу, поэтому отец спокойно приносил домой драгоценные камни из ателье – чего я никогда не делаю в Париже. Как-то я засунула свой нос в сейф, увидела там все это великолепие разом и подумала: так вот чем занимается мой отец!

Когда вы поняли, что хотите продолжить ювелирную традицию семьи, ведь образование вы получили академическое...

Г.Р. Отучившись в школе Beaux Arts de Paris на Лазурном Берегу, я решила получить более широкое образование, но при этом хотела совмещать его с работой в ювелирной фирме отца. В итоге отправилась в парижскую Сорбонну – изучала там археологию, которая совмещала в себе все, что я люблю: антропологию, социальную антропологию, философские концепции, взаимовлияния между цивилизациями. Последние меня очень интересовали, ведь древние цивилизации и ювелирные украшения – это огромное взаимосвязанное поле!

Эту учебу я уже могла совмещать с работой в Repossi – начала ежедневно заходить в наш офис неподалеку от Сорбонны. Сначала что-то робко стала комментировать, и команде моего отца это показалось интересным. Затем они сами стали спрашивать моих советов, ведь я привносила идеи из мира моды и искусства. На первых порах мне поручили отвечать за имидж бренда. Но по окончании учебы я взялась за то, что считала нужным сделать.

Как вы пришли к тем украшениям Repossi, что мы видим сегодня?

Г.Р. Я начала восемь лет назад с коллекции длинных колец на всю фалангу пальца Berbere – нескольких колечек, объединенных в одно. Я первой сделала подобное кольцо, и успех был моментальный. Мой отец, к слову, дал мне полную свободу и был счастлив, что я хочу заниматься ювелирным делом. Мама, куда более консервативная, сомневалась и нервничала больше, кстати. Говорила, что у нас клиенты иного возраста, кто будет носить украшения в стиле панк?! Папа ей напоминал, что в свое время украшения моего деда, да и его собственные, когда оба начинали, отражали дух времени и только сегодня стали классикой.

Как вы сами формулируете стиль своих украшений? Я бы сказала, что это современный, неформальный, драгоценный минимализм...

Г.Р. В общем, так и есть. Но скорее они сдержанные и нарочито простые. Мои украшения следуют линиям тела – надевая их, ты словно бы выпускаешь его на свободу. Они подчеркивают достоинства женщины, акцентируют длинные пальцы, линии шеи и ушей, в них вы чувствуете себя очень женственной.

Я выросла в интеллектуальной среде, и мои учителя, особенно французские, говорили мне, что, будучи художником, я обязана разрушать какие-то правила и табу. Я сделала это на ювелирном поприще – мне хотелось показать современную, умную, тонкую женщину, которая не тратит много времени, чтобы наряжаться или приобретать новые наряды, она скорее умеет выразить свою индивидуальность лаконичными средствами. В идеале я создаю украшения для таких женщин с воображением и четким представлением о завтрашнем дне.

Получается, что Repossi – это интеллектуальный ювелирный минимализм, который является продолжением твоего стиля?

Г.Р. Мода и стиль за последние десятилетия совершили куда более значительную эволюцию, чем ювелирные украшения. Именно мода и стиль сегодня создают новый язык, которому мы все постепенно начнем следовать, а я делаю украшения, которые идеально созвучны с этим новым языком. Но, несмотря на всю современность, наши украшения создаются традиционно – никакой индустриализации или огромных объемов производства. Мне неинтересно делать массовые коммерческие объекты, все мои вещи должны быть изготовлены безукоризненно. Начинаем мы по старинке – с модели из воска, вручную, никаких машин, никакого лазера. Но при этом постоянно экспериментируем с существующими ювелирными техниками – а глава моего ювелирного ателье мистер Кози с каждой новой придуманной мною коллекцией изобретает новый технический прием ее реализации. Так, например, для серег Berbere в одном из французских ателье был разработан специальный механизм, благодаря которому они держатся на мочке уха.

Правильно ли я понимаю, что речь идет о вашем семейном ателье в Италии?

Г.Р. Да, верно, это наше семейное ателье, до отца там работал дед, только мастера сменяют друг друга, хотя глава ателье – дама, которая работает там уже полвека! Но мы сотрудничаем и с французскими ювелирами, специализирующимися на техниках, которые уже невозможно найти в Италии.

Мой офис и креативная студия находятся в Париже, здесь я рисую эскизы, затем мы делаем более точный технический рисунок и разрабатываем прототип украшения. Далее дизайнеры могут перевести его в формат 3D в компьютере, особенно если потом изделие будет реализовано архисложно, после чего уже отправляем прототип в ателье. Я приезжаю туда, когда найдено техническое решение, мы его совершенствуем и потом, когда готов первый образец украшения, смотрим, что в нем не так, что еще можно улучшить. Процесс может занять, если повезет, три месяца, а обычно полгода или даже год.

Интересно, что ваш отец сказал, когда вы поместили бриллианты на серьгу в стиле панк?

Г.Р. Именно отец подталкивал меня к использованию не только форм из золота, но и бриллиантов. Убеждал, что без них украшение смотрится не столь вы­игрышно и что все девушки любят бриллианты. И был весьма доволен, когда серьга Berbere стала бестселлером, таким, что мы даже не ожидали.

В большинстве украшений Repossi можно видеть бесцветные бриллианты – вы не работаете с цветными драгоценными камнями?

Г.Р. Потихоньку интегрируем цвет в коллекции. Но если честно, я люблю материалы, которые сочетаются с тональностью кожи, особенно розовое золото и те же бесцветные бриллианты. Поэтому даже рубины использую в сочетании с розовым золотом, а не с желтым, и сознательно иду на то, что розовое золото «забирает» у рубина его цвет. Но цветные бриллианты с их нюансами желтого и розового мне в последнее время все интереснее.

Ощущаете ли вы себя дизайнером, который повлиял на развитие нового направления в индустрии?

Г.Р. Возможно, да. Мне нравится нарушать баланс в том, как было принято представлять украшения с бриллиантами, мне нравится смещать их центральную роль. И этот новый язык действительно стал трендом в ювелирной индустрии. По сути, я следую заветам своих учителей из мира искусства и нарушаю правила.