Джозеф Кошут: Джозеф Кошут рассказал «Ведомостям» о сути искусства

Классик концептуализма открывает в Москве выставку
Е. РАЗУМНЫЙ/ ВЕДОМОСТИ

Кошут приехал в Москву за 10 дней до открытия здесь своей первой большой выставки. С ним прибыли ассистенты, под неусыпным руководством художника они монтируют инсталляции из неоновых трубок. Светящиеся тексты – то, чем он занимается много лет. Кошуту семьдесят, но он энергичен и пылок, как и большинство шестидесятников. Изобретатели нового искусства, ниспровергатели буржуазных ценностей не стареют.

– Вы теоретик и философ, автор основополагающих текстов о концептуализме. Не могли бы вы коротко и просто представить себя московской публике?

– Когда я только изучал искусство, был студентом художественной школы, то считал, что мои идеи об искусстве отличаются от того, что ошибочно думают люди. Существует множество предвзятых мнений, свойственных как зрителям, так и историкам искусства. Мы воспринимаем произведение не в статике, оно меняется в море окружающих его слов. Информация формирует наше переживание в момент восприятия произведения. То есть вы смотрите на что-то через философию искусства, через то, что знаете об этом произведении.

– Например, что оно шедевр, значит, им надо восхищаться.

– Художник работает не с формой или цветом, а с идеей, со смыслом, который он вкладывает в свои цвета и формы. Когда мы говорим о модернизме, то говорим о создании художественного языка. Тогда основной вопрос – как? Как создается то или иное произведение? Однако никто не задумывался об ограничениях, которые накладывают на художника определенные медиа – будь то фотография или скульптура, – на саму работу. Тут форма несет слишком большой смысл, то есть априори полагалось, что форма и есть искусство. И если мы задумаемся о поздней эпохе модернизма, то здесь основное значение придается именно форме. В чем состоит различие модернизма и постмодернизма? Происходит сдвиг от вопроса «как?» к вопросу «почему?». Мы задаем себе этот вопрос, и нам становится не важно как – только почему. Мы задаем вопрос о процессе. И в этом основная разница между модернизмом и постмодернизмом, который создает новый смысл.

– Спасибо, вы много писали об этом...

– Еще важно задуматься, что, когда постмодернизм и концептуализм только зарождались, шла вьетнамская война. В обществе звучала критика, в том числе и американской культуры. Поэтому основное внимание уделялось не форме скульптуры или картины, а ее смыслу.

– Можно еще вопрос?

– Подождите, это только вступление. В наше время наука стала религией: если у человека есть проблемы, он идет не в церковь, а к психологу, к ученому. Однако наука не заменила религию, она не все объясняет. Она не говорит о душе, не отвечает на главные вопросы, которые ставит перед собой человек, и у нас теряется объемная картина реальности. В университетах обучение философии превращается в изучение истории философии. Мои любимые философы Витгенштейн и Ницше считали, что философия закончилась. На этом фоне происходит расцвет искусства, именно оно начинает освещать философские вопросы. Оно не предлагает мировоззренческие системы, просто художники предлагают свое переживание реальности. В этом и роль искусства. Сейчас музеев современного, не элитарного искусства становится по всему миру все больше, и это происходит именно в связи с утратой смыслов. Его и пытаются найти художники нашего времени. Понять мир, который нас окружает, – в этом и состоит роль искусства.

О выставке

Выставка Amneziya откроется 22 апреля. Она состоит из двух частей. В ретроспективную войдут работы Кошута с неоновыми надписями. Вторую часть составят инсталляции «Тексты для ничего» и «Улисс, 18 названий и часов» по роману Джеймса Джойса.

– Спасибо за такой развернутый ответ.

– Подвожу итог сказанному. Наше общество подвержено давлению двух сил – бизнесменов, преследующих выгоду, и политиков, которые хотят сохранить свою власть. У тех и других – краткосрочные цели. Поэтому основная угроза нашему обществу – это корпоративная культура. Культура корпораций пытается свести все к цифрам, к рыночным ценностям. Единственные люди, которые привержены долгосрочным целям, – это художники, интеллектуалы. Только они смогут поддерживать общество в нужном состоянии. Поэтому очень важна свобода мысли и слова, только это позволит обществу выжить. Поэтому так важна роль художника. Ну теперь ваша очередь, говорите.

– Вы и ваше поколение хоронили модернизм, теперь многие считают, что время концептуализма прошло – он сух, назидателен и скучен...

– И не может конкурировать с Диснеем! Искусство не должно быть развлечением. Не в этом его роль. Как только в 60-х гг. концептуализм зародился, то люди рынка предрекали ему быстрый конец. Но он продолжается и сейчас, и нас по-прежнему воспринимают как опасность. Потому что принципы и подходы концептуального искусства продолжают использоваться и новыми поколениями художников. В концептуальном искусстве нет заданных рамок, приверженности особым формам, цветам, иконографии. Всегда есть свобода действия. Когда мне было 25 лет, необходимо было придумать название этому направлению, чтобы мои произведения считались искусством. А сейчас никто не сомневается, что это искусство.

– Вы еще студентом стали знаменитым и до сих пор остаетесь звездой. Что бы вы пожелали молодым художникам, стремящимся к успеху?

– Я всегда преподавал, для меня это важно. Своих студентов я разделяю на две группы. Те, кто хочет быть знаменитым, и те, кто хочет быть богатым. Стремящимся к деньгам я ничем не могу помочь, а стремиться к славе не зазорно, это значит, что ты хочешь чего-то достичь. Таким я объясняю, что недостаточно создать новое произведение искусства, важно дать новую идею об искусстве. Новая идея должна отражать твое собственное поколение и окружающую тебя реальность. Тогда твои работы обретут силу подлинности, свойственную произведениям, которые мы видим в музее. Задача будущего – борьба с корпоративной культурой, с попыткой свести все к деньгам. Против этого должны выступать художники.