Статья опубликована в № 3883 от 29.07.2015 под заголовком: Некрасов предпочел бы интернет

Впервые опубликована рукописная тетрадь Николая Некрасова

Профессор МГУ Михаил Макеев рассказал, зачем это нужно нам
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

На страницах «Грешневской тетради», заполненной в основном в Грешневе, наследном имении поэта, впервые появились поэмы «Несчастные», «Тишина», «Коробейники», стихотворение «Крестьянские дети», фрагменты и наброски к другим сочинениям. Все это – наброски, зачеркивания, записи на полях – воспроизведено в факсимильной части книги; во второй дано ее зеркальное отражение в печатной транскрипции, помогающей разобрать почерк автора. Рукописи классиков публикуют давно и успешно, их записные книжки – отдельными изданиями – никогда. В выработке принципов подобных изданий и заключалась одна из основных задач публикации «Грешневской тетради» (Ярославль: «Академия 76», 2015) – оригинал ее хранится в рукописном отделе РГБ, – которую и взял на себя один из главных на сегодня специалистов по Некрасову, автор новаторской книги о нем «Поэт и предприниматель», профессор филологического факультета МГУ Михаил Макеев (издание осуществлялось при поддержке музея-заповедника «Карабиха» и историко-культурного комплекса «Вятское»).

– Скажите, что означает издание «Грешневской тетради» для специалиста, а что – для простого читателя?

– Специалисты получают доступ к рукописям, за которыми не нужно будет ездить в рукописный отдел РГБ в Москву. Для них же – полный свод вариантов по последующим рукописям и изданиям. Для читателя простого, интересующегося поэзией вообще и поэзией Некрасова, – это редкая возможность увидеть рукописи хорошо известных произведений, заглянуть в творческую лабораторию поэта. Мы хотели бы дать возможность простому читателю испытать эмоции, какие испытывает ученый, текстолог, исследователь. Одно и то же стихотворение, читаемое по современной орфографии в книге и по рукописи, написанной рукой автора, производит совершенно разное впечатление: во втором случае вы как будто слышите голос автора, устанавливаете близкий контакт с миром его фантазии, с его вдохновением и его мучительной работой над строками, казалось бы появившимися уже готовыми.

– Задача благородная, тем более что сегодня Некрасов, поэт и сложный, и противоречивый, мало занимает не только студентов, аспирантов, но и состоявшихся исследователей – кстати, почему?

Охотник

Грешнево, наследное имение Некрасова, в котором и заполнялась «Грешневская тетрадь», было любимым местом охоты. Охотился он преимущественно на птиц, но иногда и на медведя. Чучело убитого медведя стояло в его петербургской квартире, еще одного медведя поэт подарил Академии наук.

– Проще всего, конечно, сказать, что ему повредила советская идеология. Это отчасти так и есть. Но важно понять, что, видимо, эта идеология не просто заклеймила его своим лобзанием, но и лишила Некрасова какой-то тайны, загадки, подобной той, которая привлекает исследователей и читателей в творчестве, например, Тютчева или Достоевского. Он кажется простым, ясным и прямолинейным. Это ощущение обманчивой ясности и исчерпанности может быть разрушено только интересными работами, прежде всего по поэтике Некрасова, новыми интерпретациями его творчества. Его нужно вернуть в исследовательскую традицию, нужно, чтобы крупные исследователи заинтересовались им, – тогда заинтересуются и читатели, и студенты. Отчасти этим желанием заинтересовать исследователей и читателей также вызвана эта публикация.

– Хорошо, Некрасова лишили тайны. А остальных? Как преподаватель, знаю: интерес к русской литературе ХIХ в. в отличие, кстати, от двадцатого у студентов стремительно падает.

– Да, и, думаю, примерно по тому же самому, хотя есть, на мой взгляд, исключение в лице Достоевского. Девятнадцатый век представляется исчерпанным, герметичным. Литература, написанная в этом веке, не ставит перед современным читателем актуальных вопросов (так часто представляется простому читателю, а публичные спикеры часто стремятся такую точку зрения поддержать), не говорит о его жизни. Попытки актуализировать классику очень часто превращаются в морализаторские проповеди под девизом «литература должна учить»: добру, справедливости или, упаси бог, христианским идеалам. Литература XX в., не уступая предшествующей по степени талантливости, часто гениально воплотила опыт, еще не ставший для нас абсолютным «прошлым». Сравните чувства, которые вызовет у публики неординарная трактовка событий Отечественной войны 1812 г. и эпизодов Гражданской или Второй мировой войны. Естественно, и литература, говорящая об этом, пробуждает в современном человеке больше ярости и боли. Мы никак не можем революцию вытолкнуть из нашего сознания, так же и Мандельштама и Цветаеву. Однажды это кончится, и Мандельштам спокойно встанет на полки как безобидный и мало интересный классик.

– Одно из мест встречи классика с нами – музей в его честь. Знаю, что вы участвуете в подготовке новой экспозиции в некрасовском музее в Карабихе, которая должна открыться в декабре будущего года. Какими способами вы пытаетесь приблизить Некрасова к нашим современникам?

– Не раскрывая пока секретов, могу сказать, что основной задачей было не только показать творчество поэта как остро актуальное, способное и сейчас ставить перед читателем проблемы круче Достоевского, не только проиллюстрировать строки предметами, но и вызвать у зрителя сильный эмоциональный отклик, открыть посетителю доступ к самому нерву творчества Некрасова, страстям, разрывающим его тексты. Мы хотим, чтобы выставка и притягивала, и шокировала публику, вызывала противоречивые эмоции и мысли, как и сама поэзия Некрасова. Она будет очень современной по языку, по художественным средствам, но при этом мы надеемся сохранить верность подлинному духу творчества Некрасова.

– Если бы Николая Алексеевича переселить на недельку в ХХI в., засадить за наши толстые журналы – «Новый мир», «Знамя», что бы он сказал?

– Он, я думаю, поразился бы тому, насколько это похоже на то, что сам издавал. Но не уверен, что сам стал бы издавать сейчас толстый журнал. Некрасов был чрезвычайно чуток к актуальным, востребованным публикой формам и форматам. Не исключаю, что он предпочел бы делать интернет-издание, может быть, какой-то сайт, что-то более современное.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more