Тема дня: Переговоры Путина и Трампа в Хельсинки
«Наши отношения никогда не были хуже». Главные заявления Путина и Трампа
14 материалов по теме
Статья опубликована в № 3890 от 07.08.2015 под заголовком: Главное – дом открыт

Павел Кузнецов, директор Музея Мельниковых, рассказал, как празднуют 125-летие великого архитектора Константина Мельникова

Главное, считает он, что Дом Мельникова открыт для посетителей
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Дом, построенный Константином Мельниковым для своей семьи, уникален. Как и большинство зданий, построенных великими архитекторами для себя, он памятник не только русской авангардной, но и мировой архитектуры. Уникален он и тем, что до наших дней оставался частной собственностью. В 2006 г. сын архитектора художник Виктор Мельников умер, оставив завещание, по которому дом должен быть передан государству. Но только год назад, после долгих лет судебных тяжб и громких скандалов между наследниками, а потом между Музеем архитектуры и внучкой Мельникова Екатериной Каринской, дом превратился в Музей Константина и Виктора Мельниковых, филиал Музея архитектуры. Его директором стал Павел Кузнецов.

– Год назад дом Мельникова был, скажем так, освобожден от прежних жильцов.

– Ну, скажем, не год назад, только 17 октября начались по-настоящему, без препятствий для сотрудников музея, работы по описи мемориальной обстановки, по подготовке его к реставрации и посещению экскурсионных групп.

– И что за это время сделано?

– Во-первых – и самое главное, – дом открыт для посещения (посещение ведется по предварительной записи. – «Ведомости»). Больше тысячи людей, купив билеты, получили возможность его увидеть и выслушать профессиональный рассказ сотрудника музея об истории дома, его уникальном архитектурном и инженерном решении и, конечно, о жизни Константина и Виктора Мельниковых. Второе – что потребовало гораздо больше времени, чем мы ожидали, – это так называемая опись мемориальной обстановки. То есть всех вещей, которые находились в доме на 18 октября 2015 г. и были связаны с Константином Мельниковым и его сыном Виктором.

– Вплоть до зубной щетки?

– Вплоть до тросточки, цилиндра, рюкзака и справок – таких предметов более 13 000. Из этих, выражаясь музейным языком, единиц хранения более 900 – фотонегативы. Раньше они не были описаны, этот новый материал в ближайшее время будет пущен в научный оборот. До конца года мы должны выпустить книгу с условным названием «Дом Мельникова: шедевр авангарда, дом семьи, архитектурный музей». В ней будут отражены все новые материалы.

– Это наследство семьи? Или нет? Тут с наследством вечно проблемы.

– Есть завещание Виктора Константиновича Мельникова, оно опубликовано на сайте музея. В нем внятно сказано, что он завещал все принадлежащее ему имущество: дом, предметы мемориальной обстановки и творческий архив – Российской Федерации для создания там музея. Не детям, не внукам, не третьим лицам. Поэтому единственным легальным собственником является Российская Федерация. Ее представляет Музей архитектуры, которому дом передан в оперативное управление. Есть решение суда о единстве и неделимости дома, мемориальной обстановки и архива, их разделение, как сказал суд, нанесло бы непоправимый ущерб уникальному памятнику.

Общественность

Архитектурно-художественная общественность чутко следит за судьбой дома Мельникова. После того как Екатерину Каринскую, пусть и на законных основаниях, но жестко выселили из дома, где она жила много лет, часть этой общественности написала открытое письмо министру культуры и советнику по культуре при президенте РФ, в котором выразила озабоченность действиями руководства Музея архитектуры. Другая часть той же общественности тут же подписала письмо тем же адресатам в поддержку этих действий. Сейчас, по словам Павла Кузнецова, часть подписантов первого письма посетили дом и никакой враждебности со стороны архитектурного сообщества он не чувствует.

– Итак, что еще сделано?

– Было проведено обследование ограждения вокруг дома, был создан проект его восстановления. На основе мельниковского замысла, с его идеями, оригинальной калиткой.

– Как при Мельникове?

– Ограждение, как и все, что мы делаем, прошло все согласования в Департаменте культурного наследия. Любое действие в доме Мельникова, как вы понимаете, рассматривается под микроскопом как доброжелателями музея, так и недоброжелателями. Но не в этом дело, мы осознаем ценность дома и сто раз отмеряем, прежде чем что-то там сделать. Почему вокруг дома появился овальной формы газон? Потому что он всегда был при Мельникове. Каждое наше действие основывается на документах, фотографиях, на реконструкции, которая была сделана еще в 1990-е гг. Или положение ковра в гостиной. Ковер Мельников привез из Парижа в 1925 г., а в 1929-м он положил его асимметрично к окну, и теперь он лежит под тем же углом.

– Столетие Мельникова праздновали в сложное время, но была выставка в Пушкинском музее, научная конференция. А нынешнее празднование: автобусная экскурсия, которая и без юбилея должна была быть, выставка непрофессиональных фотографий...

– Можно я уже отвечу? Празднование только началось. И нам очень хотелось, чтобы оно не было делом кружка энтузиастов или сектантов.

– Выставка в Пушкинском музее – сектантство?

– Подождите. Мы хотели вовлечь в праздник как можно больше людей, и нам это удалось. На мой взгляд, в год 125-летия Мельникова выясняется: все, что мы о нем знаем, это только несколько книг: Хан-Магомедова, Стригалева, Фредерика Старра – Solo Architect in a Mass Society – и Андрея Гозака. И все. На самом деле нам сейчас нужен свежий профессиональный критический взгляд музейщиков, искусствоведов, архитекторов на творчество Мельникова. Мы должны, и мы это сделаем, вовлечь новые слои с помощью новых материалов, архива. Основная часть которого находится под правовым замком.

– Почему?

– В 2006 г. на временное хранение в Музей архитектуры поступил архив Мельниковых – 1078 работ Константина и более 1300 работ Виктора. Вот все это, к сожалению, пока недоступно. В силу особенностей правового соглашения и наследственного дела, как оно заводилось в 2006 г. Сейчас Музеем архитектуры и Министерством культуры предпринимаются все необходимые усилия, чтобы ускорить развитие дела, чтобы этот бесценный архив в ближайшие годы был доступен всему человечеству. Возвращаясь к выставке. Выставка будет! В сентябре она откроется во дворе дома Мельникова и позволит огромному числу людей познакомиться с новыми материалами, которые мы нашли. Это в дополнение к книге. Мы надеемся, что выставка и книга станут прорывом в изучении творчества Мельникова, и не только как архитектора. Будут материалы по ранним его проектам, которые до сих пор хранятся в доме, и они покажут, что дом оставался творческой лабораторией Константина Мельникова до конца его жизни.

– Извините, но разве архив не был завещан РФ?

– Завещан, но не передан. К сожалению, это очень сложный юридический кейс. Повторяю: наследие под юридическим замком, но Министерство культуры предпринимает все возможные усилия, чтобы РФ наконец вступила в права собственности на все имущество. В дело вовлечены масса госорганов, инстанций и две дочери Виктора Мельникова. Их позиция может затянуть или ускорить дело. Елена Викторовна Мельникова очень активно с нами сотрудничает.

– А ее сестра Екатерина Викторовна Каринская нет. Значит, музей не может сделать серьезную выставку Константина Мельникова?

– Любая публикация этих материалов незаконна. Но мы откроем архив, это дело месяцев, которые, правда, могут сложиться в год. И мы сделаем выставку почище чем в 1990-м. Наша миссия простая – открыть двери дома и открыть архивы Мельникова.

– Вы несколько лет работаете в Музее архитектуры, но вы не архитектор, не историк архитектуры. Почему же вы согласились стать директором такого культового места?

– Сегодняшние проблемы Музея Мельниковых – юридические, хозяйственные и менеджерские. Сейчас директор здесь должен быть экономист, финансист или юрист. Лучше в одном лице.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more