Юлиана Слащева: «Сегодня есть огромная потребность в знакомых героях»

Председатель совета директоров «Союзмультфильма» о том, почему студия вернулась к идее перезапуска советской анимационной классики
Председатель совета директоров «Союзмультфильма» Юлиана Слащева/ Евгений Разумный / Ведомости

В 2022 г. «Союзмультфильм» впервые достиг паритета в продажах между «золотой коллекцией» и новым контентом, но с учетом перезапусков «Простоквашино» и «Ну, погоди!». В планах студии – два первых сериала, ориентированных на подростков, сериал с трехмерным Чебурашкой, а также экранизации бестселлеров «Малуша» Олега Роя и «Тайны Чароводья» Юлии Ивановой.

В связи с геополитической ситуацией и санкциями, под которые в том числе попал партнер «Союзмультфильма» – «Сбер», студии пришлось пересмотреть свою стратегию развития и планы по экспорту. В интервью «Ведомостям» председатель совета директоров «Союзмультфильма» Юлиана Слащева рассказала, что включает в себя обновленная стратегия, куда теперь вместо Европы и Северной Америки планируется продавать проекты студии и почему сейчас стал актуальным перезапуск советской анимационной классики.

– Одна из главных новостей этого года – «Сбер» не стал выкупать акции «Союзмультфильма». Вам удалось найти нового партнера?

– Экономическая ситуация сейчас сложная, мы ведем переговоры с рядом открытых инвестиционных фондов и надеемся подобную сделку все-таки реализовать. Потому что нам, конечно, нужен инвестиционный партнер. И мы уверены, что найдем его в следующем году. Анимация стала очень привлекательным бизнесом. Если посмотреть, что сейчас собирало в прокате лучше всего, это будет именно анимация.

Со «Сбером» у нас с 2020 г. есть отдельное совместное предприятие. Глобально (из-за отмены сделки со «Сбером». – «Ведомости») ничего не поменялось, разве что пришлось стратегию укоротить. Раньше мы смотрели до 2027 г. и крупными мазками обрисовывали до 2030-го. Нам до февраля еще все говорили: что-то вы размахнулись, сейчас никто стратегии больше, чем на три года, не делает. Сейчас у нас как раз трехлетняя стратегия до 2025 г.

– Какие основные параметры обновленной стратегии «Союзмультфильма»?

– Основные ее векторы остались прежними. Ключевое, что пришлось скорректировать, – это международные продажи. Предыдущий план базировался на том, что они будут приносить не менее 30% всей выручки в год. Под наш рынок (и СНГ) был задуман только сериал «Простоквашино». Все остальные проекты должны были продаваться на мировом уровне – в первую очередь в Европу, на англосаксонские рынки. Сейчас мы переориентируемся на другие территории. Но уже понятно, что они принесут гораздо меньше денег.

Также мы намерены сконструировать мультвселенную «Союзмультфильма», где анимационные герои сопровождают детей всех возрастов и их родителей в разных сферах. То есть не только на экранах ТВ и различных устройств, но и в быту, предметах обихода, во время досуга, образования и т. д. В связи с этим мы сейчас развиваемся в формате холдинга, где ведется работа по многим направлениям – разработка, производство, лицензионное агентство, франшизы, дистрибуция. Одно из очевидных преимуществ уже сейчас – собственный телеканал «Мультиландия».

Важная компонента стратегии – развитие собственных франшиз. У нас уже работают два «Союзмультпарка» в Москве и Казани, в стадии проектирования парк в Перми. Уже подписано соглашение о намерениях с Владивостоком, и мы обсуждаем парки еще в шести регионах. Поэтому наш план к 2025 г. открыть 10 парков остается в силе. Мы продолжаем развивать «Союзмультклубы», запускаем «Союзмульткафе» – здесь уже есть партнеры. Видеоигры – это еще одно перспективное направление. К примеру, параллельно со съемками «Формулы воды» вместе с нашим партнером, студией Magic Factory, мы работаем и над игрой. Что логично, потому что и сам фильм делается на игровом движке Unreal Engine.

Далее, мы собираемся входить в партнерства для расширения присутствия в e-commerce. Брендовые магазины на всех площадках дадут возможность сильно расширить лицензионную линейку. У нас уже появился каталог на Wildberries, формируется бренд-зона на Ozon, где будут представлены товары лицензиатов «Союзмультфильма». Сейчас ведем переговоры с другими площадками. Пока ничего еще не подписано, поэтому заранее не буду озвучивать.

– Вы сказали, что сейчас студии пришлось переориентироваться по международной дистрибуции. А какие рынки точно закрылись?

– Закрылась Европа, Северная Америка, Австралия, Новая Зеландия. Мы только в прошлом году начали существенные международные продажи. А в этом получилось так, что фактически ничего не продали. В январе просто не успели, в феврале заключили какие-то сделки, которые в результате не реализовались, или не были оплачены, или не продлены. Честно скажу – было обидно. Мы к этому так долго шли, столько сил вложили. И вот в момент, когда продажи должны были пойти по нарастающей, они остановились. Даже тот контент, что был куплен, не был в итоге показан. Или был – как, например, в Австралии, и вполне успешно, – но его сняли и следующие сезоны не стали закупать. Сейчас точечно страны Европы и США продолжают закупать контент, названия компаний сказать не могу.

Конечно, нужно время для полноценной экспортной переориентации. Мы уже взяли фокус на рынки Азии. В первую очередь это Китай, Таиланд, Вьетнам, Лаос, Индонезия. А также Индия, которая никогда не приносила доходов, так как здесь локальный контент очень дешево производится и продается. Но мы пойдем туда для достижения охватов. Также серьезно ориентируемся на арабские рынки – Эмираты, Саудовскую Аравию, Катар, Бахрейн. Следующий шаг – Латинская Америка.

– Насколько сильно придется адаптировать контент, чтобы выйти на эти новые рынки?

– Как ни странно, сильно переделывать контент нам пришлось именно для рынков Америки и Европы. Там принципиально другие ценности и запросы: например, не поддерживается ценность традиционной семьи, которая есть во всех наших мультфильмах. Например, папы-персонажа может и не быть. Или мама не должна много времени проводить у плиты – даже если это хобби ей нравится. То есть с молотком или с портфелем в деловом костюме – пожалуйста, а у плиты не надо. Нам пришлось перерисовать маму во всех сериях «Оранжевой коровы», убрать фартук и проч.

Так что, наоборот, наши традиционные ценности, изначально заложенные в проектах «Союзмультфильма», близки зрителям и в азиатских странах, и в арабском мире, поэтому глобально ничего менять не придется. Если нужно, для адаптации под этот рынок придумаем персонажам какие-нибудь головные уборы, это не повлечет за собой таких уж больших затрат.

Ну, «Простоквашино», погоди!

– С какими финансовыми показателями заканчиваете 2022 г.?

– Будет небольшой прирост по сравнению с прошлым годом – по МСФО выручка составит 1,2 млрд руб. (в прошлом было около 1,1 млрд). Но из-за выпавших международных продаж она будет на 20% ниже плановой. Сейчас мы в операционном убытке, потому что выводим на рынок огромное количество новых проектов и брендов. Так, собственно, и планировалось – три года, на время инвестиционного периода мы будем убыточными. В 2023-м планируем выйти в ноль, а 2024-м – впервые на операционную прибыль. Но сейчас понятно, что все, конечно, может поменяться, сроки – подвинуться.

По итогам 2022 г. уже можно сказать, что замедлился рост лицензионной выручки. Не упал, а именно замедлился. Дело в том, что почти все реальные или потенциальные лицензиаты сделали большую паузу на весну и лето, для того чтобы пересмотреть свои планы. И все, что задумывалось к продаже в этот период, сдвинулось на осень, и только сейчас, перед Новым годом, мы увидели какое-то оживление.

– В структуре выручки сколько доходов приходится на «золотую коллекцию», а сколько на новые проекты?

– В 2022 г. мы наконец достигли паритета в продажах между «золотой коллекцией» и новым контентом. Это касается и медиаправ, и лицензий. Еще в 2019 г. соотношение было 20 на 80%. В числе новых проектов мы учитываем и перезапуски «Простоквашино», «Ну, погоди!», «Чуч-Мяуча», «Умки», потому что лицензии бы не продавались, если бы не было продолжений. Именно перезапуски и драйвят продажи «золотой коллекции», хотя в целом динамика выручки по ней отрицательная. Мы сделали новые брендбуки по всем классическим персонажам, всех расцветили, добавили яркости, но все равно продается только то, что есть в новом виде. Практически не реализуется «Винни-Пух», «Карлсон», «38 попугаев» и т. д. Только если общим пакетом. Если бы не было перезапусков, у нас драматически упали бы все продажи.

– Ранее вы говорили, что «Союзмультфильм» больше не будет делать перезапусков. Но это было сказано, конечно, в другой реальности.

– Этот год изменил наше отношение к перезапускам. Сегодня на уровне государства и аудитории есть огромная потребность в знакомых героях – тех, кого уже знают и любят. Поэтому мы все-таки думаем о новых версиях. Сериал про «Умку» заявлен давно и вышел в октябре. Кроме того, студия работает над пилотным эпизодом «Чебурашки». Как мы себе представляем, это будет диалоговый проект в технике 3D. Скорее всего, с теми же персонажами, что и в классической версии, но с новыми оригинальными сюжетами. Если предстоящий полнометражный игровой фильм «Чебурашка» станет успешным, то мы продолжим сериалом. Наша команда об этом думает и будет обсуждать с партнерами из Yellow, Black and White.

– Флагманским проектом студии остается «Простоквашино»?

– Да, «Простоквашино» драйвит смотрение. У него суммарно более миллиарда просмотров на YouTube. Также в топах смотрения «Оранжевая корова», «Енотки», «Зебра в клеточку», новые «Умка» и «Ну, погоди! Каникулы». Из последних проектов мы продали азиатскому партнеру право на дистрибуцию анимационного мюзикла «Енотки», которые тоже хорошо там идут по просмотрам. Набирает обороты «Ну, погоди! Каникулы». Поначалу 3D-изображение вызвало сильное отторжение, но сейчас зрители к нему привыкли. И главное – перестали сравнивать со старым «Ну, погоди!». Оно настолько другое, что их бессмысленно сопоставлять. Этот сериал для детей нового поколения, которые, скорее всего, не видели советский мультфильм, а если и видели, то не ассоциируют одно с другим. Поэтому я думаю, что «Ну, погоди!» по итогам следующего года даже сравняется с «Простоквашино».

Пушкин одной строчкой

– Как уход голливудских мейджоров сказался на нашем рынке?

– У нас есть небольшой рост динамики приобретения лицензий по сравнению с предыдущими годами, но медиадоходы все равно росли быстрее. Если говорить о выручке, то соотношение сегодня 60 на 40% в пользу продажи медиаправ. А в нашем плане на этот год было выйти 50 на 50%. Хотя высокий интерес телеканалов и интернет-платформ к нашему контенту обусловлен в том числе как раз уходом мейджоров.

Очевидные минусы – будет меньше конкуренции, меньшее количество людей в кинотеатрах. Потеряв мейджорские релизы, мы в очередной раз убедились, что именно они и были драйверами смотрения. Нам предстоят сложные 4–5 лет, чтобы приучить российского зрителя смотреть российское кино и добиться 70% его присутствия во всем объеме смотрения. Когда я пришла в анимацию шесть лет назад, перед индустрией стояла задача добиться 30%-ной доли. Последние два года в сериальном производстве декларировался желаемый паритет – 50 на 50% с мейджорами. Современная ситуация нас отбросила в каком-то смысле назад, но и дала возможность двигаться вперед. Если государство не изменит форматов поддержки и поддержит кинотеатры, показатель в 70% – реальный. Но нужно время и масштабная перенастройка всей отрасли.

В нашей стратегии было заложено производство двух полных метров в год. Этим летом казалось, что кинопроката не будет вообще и монетизировать два фильма будет невозможно. Однако прокат ноября – когда сборы приблизились к цифрам 2020 г. – убедил нас опять, что, нет, люди пойдут в кинотеатры, если там будет что смотреть. В наших силах, как у индустрии, сделать так, чтобы такой семейный, молодежный досуг, как совместный поход в кино, продолжал развиваться.

У «Союзмультфильма» есть возможности занять часть ниши ушедших мейджоров. Мы очень много производим – в разной стадии создания у студии 19 сериальных проектов, четыре полных метра. Плюс еще два полных метра в разработке.

– Какие полные метры сейчас в работе?

– Прежде всего, «Формула воды», запланированная на следующий декабрь. Это блокбастер, рассчитанный на молодежную и семейную аудитории, который студия делает в партнерстве с компанией Magic Factory. Думаем, что на него пойдут и зрители 18–35 лет без детей просто потому, что это будет событие, проект международного уровня. В то же время будем продолжать делать и детскую анимацию, поход на которую драйвит ребенок, как, например, «Чинк: Хвостатый детектив» (сейчас идет в прокате). Такой же предполагается и полнометражная «Оранжевая корова» (выйдет в 2024-м). А вот, например, полнометражное «Простоквашино» (тоже 2024 г.) – это молодежная и семейная история, которая будет интересна и взрослым, так же как и «Богатыри» от студии «Мельница».

У нас в планах также экранизации двух книг. Во-первых, это «Малуша» Олега Роя, на которую мы сейчас приобрели права и находимся в стадии написания сценария. Это история, в центре которой варяг Эрик, который по сюжету оказывается на Руси, встречает дитя земли Малушу и после всех приключений понимает, что истинная сила – в добром сердце, а не в топоре.

Во-вторых, мы купили права на «Тайны Чароводья» Юлии Ивановой. Это фактически наш ответ «Гарри Поттеру» и «Властелину колец», увлекательный и красивый мир с юными волшебницами Эльдой и Шани, которые противостоят расколу внутри королевства, состоящего из могущественных магических орденов чаронитов. Здесь также будет большое количество оригинальных персонажей и сюжетных линий.

– Эти два фильма будут в трехмерной анимации?

– Оба трехмерные. Возможно, один из них будет сделан на игровом движке Unreal Engine, как «Чинк» и «Формула воды». В 2D будет, скорее всего, «Оранжевая корова» – мы попробовали ее в 3D, и так и сяк покрутили, но все-таки сохраним стилистику сериала, как и в случае с «Простоквашино». Остальные полные метры будут трехмерными.

Еще из нового у нас в разработке два 2D-сериала, рассчитанных на подростков, чего еще никто на нашем рынке не делал. Первый называется «Тин» – от слова «тинейджер». Это такая постапокалиптическая история про мир, где все вертится вокруг инста-идолов. Все хотят быть похожи на них и поэтому все одинаковые, кроме одной девочки, которая сама случайно становится инста-идолом и понимает, что так неправильно. Классный, на мой взгляд, проект, аудитория у него – 12–18 лет, и нам кажется, что это будет первый по-настоящему прорывной подростковый мультсериал российского производства. Визуально он будет немножко стилизован под аниме, потому что эта возрастная группа в основном смотрит именно аниме.

Второй сериал называется «Последний книжный магазин». Мы его взяли с питчинга оригинальных сериальных проектов, который ежегодно проводим на фестивале в Суздале, и авторы – совсем молодые ребята. По сюжету весь мир играет в одну большую компьютерную игру, все новости и знания люди черпают из нее. Достоевский пересказывается одной строчкой, Пушкин – одной строчкой, сами книги никто не читает, и все книжные магазины закрылись. Кроме одного, который сберегли энтузиасты. И вот вокруг него внезапно разворачивается борьба, потому что, оказывается, там хранится одна очень важная и секретная книга. Это опять же крутая и очень хорошо написанная история 12+. Хотя уверена, что 8–11-летние тоже захотят ее смотреть.

– На каком этапе производства сериалы?

– По «Тину» уже первые три серии в работе. Длительность пока 11 минут, потом, возможно, будет 22. Соответственно, в первом сезоне будет 26 серий по 11 минут – или 13 по 22. Стратегическим партнером по проекту стал Okko, и мы еще надеемся на поддержку Института развития интернета. По «Последнему книжному магазину» сейчас работаем над пилотом и тоже надеемся делать его с онлайн-партнером, но пока еще находимся в переговорах. Серии сначала будут те же 11 минут, но вообще я мотивирую команду переходить на международный формат в 22 минуты. Пока, конечно, страшно, и просто очень дорого. Оба проекта представим к концу следующего года.